Сиквел нашумевшего и собравшего восторженные отзывы «Джокера» вызвал у поклонников и критиков куда меньше положительных откликов. История затрагивает пребывание Артура в «Архкэме», и она содержит достаточно интересных отсылок, символизма, любопытных деталей, достойных внимания зрителей.
О чем фильм «Джокер: Безумие на двоих»
Артур Флек после серии преступлений и убийства, совершенного в прямом эфире популярной комедийной программы, проходит принудительное лечение в «Аркхэме». Охрана и сокамерники воспринимают его за глупого клоуна, нередко подвергают издевательствам, избиениям.
Однажды герой замечает среди пациентов особенную девушку, которая представляется Ли. Между ними зарождаются романтические чувства, глубокая привязанность на фоне похожих детских травм. Но ее, кажется, больше интересует темная сторона Артура – Джокер. Она одержима им, ее привлекает жестокость и непримиримость Флека. Заключенному предстоит судебный процесс, призванный определить вменяемость на момент совершения убийств. Адвокат настаивает, что у Флека раздвоение личности. Однако влияние на него подружки Квинзель растет, и вот он уже не согласен с позицией правозащитника, а образ отчаянного нигилиста ему все ближе.
Анализ основных тем
Ключевая тема и главный конфликт обеих частей «Джокера» — душевное состояние центрального персонажа. На протяжении двух фильмов создатели предлагают рассматривать две версии происходящего: случившиеся события – выдумка душевнобольного Артура, либо преображение из клоуна-неудачника, «маленького человека», отвергнутого обществом в безжалостного борца за справедливость, нигилиста Джокера, которому не писаны правила. В сиквеле проблема рассматривается в ретроспективе через судебный процесс (показания свидетелей, прения адвоката и прокурора), взаимоотношения Артура с Ли, собственные размышления героя. У Артура наблюдаются признаки шизофрении (галлюцинации и бред), а адвокат уповает на раздвоение личности, чтобы смягчить приговор. Его состояние отягощено жестоким обращением с ним в детстве и психически нестабильной матерью. Но для зрителя до конца неочевидно, отдает ли Флек отчет своим поступкам.
В связи с неясным статусом Артура, его физической слабостью появляется другая проблема – насилия со стороны охраны. Они выбирают его в качестве мишени для издевок, нанесения побоев, эксплуатируют созданный им же образ клоуна. Социальный посыл по-прежнему присутствует в картине, хотя отошел на второй план, в отличие от первой части. Артур – изгой, несмотря на приобретенную популярность. А поклонники хотят видеть в нем Джокера, лидера-анархиста, а не потерянного комика.
Вдобавок ко всему у Флека действительно имеется дефект неврологического свойства – смех в ситуациях особого напряжения, от отчаяния, страха. Псевдобульбарный синдром — неконтролируемое явление, вызывающее у окружающих непонимание, раздражение и гнев. Интересно, что неосознанная особенность Артура перекликается с его главной страстью – желанием писать шутки и выступать со стендапом на сцене. Сиквел практически не освещает былые амбиции Флека (он уже не шутит, а поет), которые и составляют мотивацию всех его пагубных действий из оригинальной истории. В мрачном настоящем надзиратели с издевкой требуют от Артура шутить, чего он не делает, получая за неподчинение многочисленные тумаки.
Это показывает, что шутка для героя – почти интимный, глубоко личный процесс, которым он больше не собирается делиться, оставаясь непонятым. Жизненное устремление персонажа тонкими штрихами обозначено в начале и конце фильма, подчеркивая значимость комедии лично для него, но не для его окружения.
Более ярко выражена тема в сиквеле – одержимости, патологической «любви» между Харли и Джокером. Их взаимоотношения наполнены иллюзиями и обманом: он поверил в то, что его могут полюбить и понять таким, каков он, Артур, есть; она – полностью выдумала свою биографию и образ идеального возлюбленного, картинку их совместного будущего. Ли – опытная манипулятор, страдает от бредовых идей. Насмотревшись роликов о Джокере, она мечтает с ним познакомиться и сблизиться, рассказывая ему ложные факты о своем детстве. В дальнейшем лжет и о беременности, и об их с Джокером счастливой жизни после его побега. Он болезненно привязывается к ней, доверяя и полагаясь на ее слова, но в конечном счете не хочет выслушивать ложь. Харли воспринимает его признания на суде за слабость, разочаровывается в своем герое.
Символизм и метафоры
Следует отметить символическое вступление кино. Оно начинается с кадров короткометражного мультфильма «Я и моя тень». Он намекает на двойственность персонажа и ключевую тематику всего повествования.
Главный инструмент и символ картины о Джокере – его шутки. Это было его главным оружием, которое не сработало; комедия — признак не слабости, а силы Артура. Через стендап-монологи он стремился выражать свою позицию к миру, преодолевать собственные страхи и бороться с недугом. Но успеха в этом добиться не удалось, и Флек перестал делиться с окружающими шутками, взглядами и перешел на насильственные методы. Место шуток занимают песни, с помощью которых (как и таблеток) Артур уходит от реальности и продолжает попытки высказаться о сокровенном.
Музыка играет особую роль, как и весь жанр киноленты. Доктор, проводящий в лечебнице музыкальную терапию, объясняет, что пение помогает обрести человеку цельность, залечить травмы, примириться с собой. Она передает важный посыл фильма – тотального одиночества и условной любви, когда никто не любит другого без предъявляемых к нему условий.
Любовь Артура и Ли буквально взрывоопасна и убийственна, что выражено яркими метафоричными приемами: пожар во время киносеанса, взрыв при побеге. Всё это указывает на то, что союз таких людей невозможен – смертелен для одного из них или обоих.
Гибель Артура становится метафорой гибнущей условной любви и ее последствий. Фанат убил кумира, разгадав его слабости и осознав, что станет его лучшей версией. А в одной из музыкальных версий Флек предвидел свою смерть, только от выстрела Харли. Ее обман и предательство для него сродни гибели.
Смысл фильма «Джокер: Безумие на двоих»
Главный герой понимает, что система и общество, в которых он существует, не изменить. Готэм по-прежнему погружен в коррупцию, преступность, а никому нет дела до трагедии отдельных простых людей.
Флек отказывался притворяться тем, кем его считали. Не хотел быть героем для толпы и Харли, телевизионщиков. Не собирался становиться объектом споров для психиатров. Не планировал намеренно смешить и тешить эго охранников, заключенных. Через призму взаимоотношений с Ли он увидел, что это едва ли возможно – понять и принять человека настоящим, без масок и декораций. Ни мечты, ни любовь, ни законы не помогут Артуру стать тем, кем он стремился – позволить себе быть собой, говорить от своего лица, а не Джокера.
Объяснение концовки фильма «Джокер: Безумие на двоих»
В финале Артур в суде отказывается от образа Джокера, обозначив, что он сам принимал решения относительно преступлений. Он не хочет, чтобы его ассоциировали только с клоуном-убийцей. В «Аркхэме» к нему подходит пациент. Рассказывая Флеку анекдот, он наносит ему смертельные ножевые ранения. Убийца вырезает на своем лице улыбку. Он смеется и ликует.
Концовка подчеркивает, что образ Джокера – переходящий. Сумасшествие, т.е. в контексте фильма момент эмоционального прозрения и преображения героя, может наступить в любую минуту. Фанат, потерявший идеального кумира, не собирался мириться с этим и избавился от него.
Финал раскрывает также, что Артур видел себя несостоявшимся комиком, воспринимал свою жизнь и жизни других как шутку, иногда и жестокую. Но и не собирался вести толпу за собой в качестве Джокера, отстаивать чьи-то права. Он так и не достиг главной цели – признания его как комика, в чем состоит трагедия Флека.