Весьма интересным является, что оригинальное название звучит как Speak no evil, то есть Не говори зла. Тем не менее, в российской адаптации почему-то решили использовать название, которое дублирует:
- совсем недавний кинофильм 2020 года;
- российский сериал 2017 года;
- как минимум пару популярных книжек иностранных авторов.
В общем, с точки зрения маркетинга — не лучший ход. Тем более, что оригинальное название дает вполне удобный и концептуально грамотный перевод: не говори зла. Эта фраза, к примеру, намекает на известный образ трёх обезьянок. Припоминаете трёх обезьянок сидящих в ряд, закрывающих руками: глаза, уши, рот. Эта аллегория звучит как: не вижу зла, не слушаю зла, не говорю о зле. В примитивной трактовке образ может выглядеть отображением эскаписской позиции, но в действительности суть его глубже и указывает на полное отречение от зла, тотальное игнорирование, что, в действительности, является одним из наиболее эффективных методов уничтожения зла.
Кстати говоря, в контексте этого сюжета метод также достаточно эффективный. Ведь герои могли бы элементарно игнорировать коварных пауков, которые сплели для них заманчивую сеть.
Смысл кинофильма «Никому не говори»
История начинается с проезда некого авто по лесной дороге, после чего двое из авто начинают что-то доставать из кузова и салона, кажется, тела или что-то такое. В общем, создатели картины с самого начала нагнетают некоторый саспенс и как бы говорят, что дальше зрителя ожидает всякая страшная хрень (приносим извинения за этот вульгаризм) что, собственно, также анонсируется и жанром картины, поэтому зритель и собирается всякую подобную хрень наблюдать.
Далее следует вполне типичная для ужасов завязка с приятной и сочной картинкой обыденной жизни, из которой (приятной картинки) явно проглядывают уши чудовищ, притаившихся в дальнейшей сюжетной канве.
Вступительная часть содержит ряд вполне стандартных, но все равно интересных приемов художественной выразительности. К примеру, когда главные герои (типичная семья датчан, которые приехали отдыхать в Тоскану) гуляют по городу и дочка где-то забыла своего игрушечного зайчика, немного уставший от жизни отец семейства отправляется его искать. Идёт за кроликом, так сказать. Эта аллюзия на Алису в стране чудес продолжается тем, что, отыскав кролика, герой видит, что его семья знакомится с другой семьёй, туристами из Голландии, с которыми они отдыхают в одной вилле-отеле. И, понятное дело, что здесь и начинается кроличья нора, в которую герои, сами не подозревая, занырнули. Новые знакомые, конечно, окажутся главными злобарями и об этом говорит не только аллюзия с норой, но и некоторые странные детали.
В общем, главных героев приглашают после отпуска заехать в загородный дом (собственно, где ещё развиваться современному ужастику?) к новым знакомым, а создатели картины продолжают ненавязчиво развивать саспенс и нагнетать.
Равно как и во многих ужастиках, здесь активно используется самый разнообразный символизм. К примеру, сына (стремный мальчик со странностями и без языка (в буквальном смысле)) голландской семьи зовут Абель, что как бы намекает на имя Авель. В свою очередь, дочь главных героев зовут Агнес, что вообще может рассматриваться как Агнешка, но также указывает и на исходное имя — Агнец.
Ужасы современности
Рассматривать далее весь этот символизм и развитие сюжета, конечно, возможно и, более того, есть возможность отыскать немало любопытных деталей, но, наверное, здесь разумнее посмотреть самостоятельно всю картину и эти детали подметить. Всё-таки речь идёт о смысле кинокартины и поэтому постараемся копнуть немного глубже и определить, что предлагают зрителям авторы на смысловом уровне.
Как известно, культурологи и социологи, а также другие специалисты говорят, что анализировать различные перемены в обществе и состояние современного общества и культуры удобнее всего именно по фильмам ужасов. Есть известная концепция о том, что именно современные ужастики выражают основные тренды поведения типичного потребителя, а также проявляют основные элементы внутренних социальных кризисов. В общем, если говорить более понятными словами, для того чтобы понять чем живёт современный обыватель и в чём его проблема, нужно посмотреть ужастик того года, про которые вы хотите узнать. Если провести анализ и посмотреть, как менялись сюжеты и различные элементы ужастиков за недавнее время, действительно возможно определить, как общество менялось.
В Никому не говори довольно явно прослеживается намёк на кризис современного обывателя. Создатели картины открыто говорят об этом в таких приёмах, как, например, размытое отражение главного героя Бьёрна, в стекле, когда он смотрит на себя. Другими словами, этот типичный обыватель как бы и живёт, но не имеет чётко очерченные личности:
- он устал от обыденности;
- ему надоело потреблять;
- повседневность приносит скуку.
При этом, Бьёрн не чужд чувству прекрасного, эту особенность подчёркивают тем, как он наслаждается произведениями искусства, скупую мужскую слезу. Однако, этого мало и ему нужны какие-то приключения новые переживания. Супруга главного героя выражает более рациональное начало и она не тяготится обыденностью своего существования, но также и символизирует некоторое лицемерие современного обывателя с его типичными слабостями и пороками. Антагонисты неоднократно тыкают в этот факт Элисбет. В частности она не ест мясо, но ест рыбу, то есть является той самой модной полу-вегетарианкой, которые не особенно думают о моральности поедания животных, но элементарно выбирают наиболее социально приемлемое и поощряемое поведение.
Психопаты и обыватели
Любопытно, что в процессе общения с коварными злобарями Бьёрн всё-таки обретает свое лицо, в одной из сцен создатели кино подчёркивают такую трансформацию. Таким образом, обыватель обретает свою идентичность в присутствии социальных хищников, психопатов, то есть людей, которые выходят за рамки нормальности. Психопаты, которыми являются антагонисты, ведут себя, как хочется:
- используют других;
- манипулируют и эксплуатируют примитивное понимание остальными общественной морали;
- играют на слабостях;
- могут уничтожать.
Конечно, итог картины заключается не только в банальной мысли о существовании социальных хищников, которые причиняют страдания другим людям. Более того, итог даже не в поучительной фразе авторов, сказанной через одного из психопатов: «мы ведём себя так, потому что вы позволяете нам».
Из этой фразы зритель-обыватель сделает вывод, что нужно быть жёстче по жизни, но к кому он станет проявлять жесткость? К тем, кто позволит. Настоящих психопатов такой зритель в обществе не распознает и они также, как героев этого кинофильма, смогут его облапошить.
Вероятно, авторы предлагают некую версию цикла существования общества (и здесь различные религиозные и другие культурные аллюзии позволяют глубже поразмыслить) некий довольно отвратительный порядок, причиной которого являются не только такие отвратительные существа, как негодяи из этого сюжета, но и обыватели с их пороками, пренебрежительного отношения к собственной жизни, недостатком знаний, отсутствием серьезности и бдительности.
Надеюсь, я помог вам найти смысл фильма «Не говори никому», а также разобраться в его концовки. Если у вас другое видение фильма – пишите в комментарии свой вариант.