«Банши Инишерина» — один из самых популярных фильмов этого года и, вероятно, его ждет Оскар, потому что за 2022 год, пожалуй, это самый крутой во всех смыслах фильм.
Этот фильм — настоящая притча, содержащая в себе некоторые библийские мотивы, нотку философии, в нем поднимаются многие сложные темы и проблемы. Именно поэтому он так сложен для восприятия при первом просмотре.
Такой «коктейль», смешанный с юмором абсурда, отличает все творчество режиссёра Мартина Макдонаха, в своих пьесах он рассказывает об ирландцах, он знает ирландцев, смеется над ними, одним словом: любит ирландцев, потому что сам имеет такие корни. У режиссера венецианских золотых льва, Мартин Макдонах лауреат Оскара за свою первую короткометражку, и у него имеется золотой глобус.
Игра актёров — верх мастерства, на них всё время хочется смотреть и быть в их компании. Картинка, монтаж и работа оператора завораживает. Качественная картинка – еще одна причина полюбить этот фильм.
О чем «Банши Инишерина»?
Прежде всего это фильм о великой мужской дружбе и о великой смертельной дуэли. Дуэли не рыцарской за честь дамы, и не гусарской за карточный долг, но дуэли искушения с добротой. В фильме мы наблюдаем, как искушение может перерасти в тщеславие, а доброта в ревность, потому что тщеславие пробудит в доброте ревность, и как это ревность будет крушить все, что встанет у неё на пути. Путь насилия и есть философская притча, которая заключена в эту черную комедию.
Банши в ирландском фольклоре это особая разновидность фей. Только это не какая-то там добрая фея прелестница, которая превращает тыкву в карету, лохмотья в роскошное платье. Банши – это серьёзная старуха, ведьма, предвещающая смерть, по-нашему, считай, баба-яга. Это нечисть прилепляется как раз к ирландским семьям с фамилиями на «о» или «мак». Так вот, нечисть банши в виде мерзкой старухи и прилепилась к забытому богом острову Инишерин.
В любом фильме на первом месте всегда стоит сценарий. Нет сильной истории — нет фильма. Редко, когда режиссёр сам на себе и на актёрах может вытащить слабый сценарий. Режиссёр Мартин Макдонах первично драматург, а затем уже режиссёр. Своими пьесами и постановками он серьёзно внедрился в британский театр, его имя британцы уже ставят с ряды с самыми выдающимися личностями. Его литературные труды активно ставятся в театрах, в том числе и на бродвее, но эту пьесу автор не давал театрам, выдерживал, она у него настаивалась, и он наконец сам снял по ней фильм.
Теперь надо представить, что на маленьком клочке островной земли где-то краю света живёт пара сотен человек. Вдалеке на большом острове Ирландии полыхает гражданская война. Там слышны и видны взрывы, а здесь, среди немногочисленных обитателей, центром вселенной является местный паб, и ошиваются два друга, которые после обеда делят очередную кружку пива и так десятки лет подряд.
Вся жизнь двух друзей основана на ежедневном походе в паб за пинтой пива и общении. Добродушный зануда и очень простой во всех смыслах Падраик, актёр ирландец Колин Фаррелл, пиво пьёт по-ирландски, что на верхней губе остаётся пена. А на голову более культурный, потому что играет на скрипке, его собутыльник Колм – актёр, рыжий ирландец Брендон Клиссон.
Один из главных героев в один пристранный момент заходит после обеда к своему другу, Колму, а тот не открывает ему дверь. В окне Падраик видит, что его старый друг сидит на стуле курит, но не открывает. Совсем странно.
Может он его чем обидел, пытается вспомнить Падраик, потому что после выпивки всё могло быть. Когда они сталкиваются в кабаке, Падраик извиняется, но Колм отвечает, что просить прощения не за что, он ему просто больше не нравится. Что за чёрт?! Падраик совсем сбит с толку. Разве такое бывает? Бывает! Оказывается, Колм сочинил мелодию на скрипке, и дальше собирается сочинить часть вторую и часть третью, и к среде мир услышит новую мелодию, которая никогда не родилась, если бы Колм так и слушал рассказы своего друга о какашках своей карликовой ослицы.
Всё это Колм вываливает на бедолагу Падраика. Так рождается конфликт двух друзей, который перерастёт в такую дуэль что будут и кровавые истории, и гиена огненная, и доброта перейдёт в ревность, а искушение в тщеславие.
Как же без искушения? Ведь еще сказал Иисус ученикам в евангелии купцу, ищущему хороших жемчужин, который найдя одну драгоценную жемчужину пошёл и продал всё, что имел и купил её, что так будет при кончине века: «Изыдут ангелы и отделят злых из среды праведных».
Так скрипач искал свою мелодию, а когда нашёл её, как жемчужину, то продал всё, что имел за эту жемчужину. А имел он дружбу, потому что на этом забытом острове кроме скрипки и дружбы, и не было у него ничего.
А ещё говорил Иисус «Горе миру соблазна, ибо надобно прийти соблазну, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя отсеки, их и брось от себя. Лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть в огне вечность».
А ну как ошибся скрипач, а ну как не ту жемчужину отыскал, сам превратился в злого, а только предупредил старого друга, что если тот ещё раз заговорит с ним, то будет он себе убрать по пальцу своей левой руки.
После простак Падраик напился виски уже он вывалил на Колма свой гнев. Он упрекнул бывшего друга за то, что раньше он был добрым, а теперь он не хороший. На что Колм ответил: «Наверное, доброта недолговечная штука, но я тебе скажу что вечно: музыка вечна, картины вечные, поэзия вечна. Ты знаешь кого из семнадцатого века мы запомнили за их доброту? Абсолютно никого. Но все мы помним музыку того времени, все до единого знают имя Моцарта. Падраик кричит: «Я не знаю, да и вообще мы говорим о доброте, а не об этом мужике. Моя мама, я помню её, она была доброй, и мой папа был хорошим, и моя сестра, она тоже, я буду помнить её вечно».
Его уводит из заведения, сестра Падраика подходит к Коуму и говорит, что переговорит с братом, но Коум ее останавливает.
Кровавая война уже развернулась и её не остановить. Ещё и банши, эта противная мерзкая страшная старуха, накаркала: будет два трупа на острове. Режиссёр создаёт интригу, которая держится до конца фильма.
Символизм и метафоры в «Банши Инишерина»
Фильм «Банши Инишерина» наполнен символизмом и метафорами, которые раскрывают экзистенциальные и психологические проблемы героев. Центральная метафора банши отсылает к ирландской мифологии: это дух, который предсказывает смерть, что находит отражение в персонаже миссис МакКормак. Хотя реальной банши в фильме нет, её пророчество о предстоящих смертях становится самосбывающимся, подчёркивая роковой характер событий на острове.
Дружба и разрыв между Подриком и Колмом символизируют разрушительные последствия внутреннего кризиса. Колм, стремясь оставить наследие через музыку, метафорически «отрезает» прошлое, буквально ампутируя себе пальцы. Этот акт показывает, как человек готов пожертвовать всем ради призрачного смысла жизни. Подрик, напротив, символизирует наивную доброту, которая в условиях одиночества и отвержения превращается в жестокость и отчаяние.
Дополнительный символизм заключается в изоляции острова, на котором живут герои. Далёкие звуки войны, не касающиеся их напрямую, подчёркивают параллель между их личной борьбой и внешними конфликтами. Это создаёт аллегорию разрыва и отчуждения — не только между людьми, но и внутри общества в целом
Фильм исследует меланхолию, отчаяние и невозможность обрести смысл, указывая, что даже на маленьком острове внутренние конфликты могут стать столь же разрушительными, как и внешние войны.
Смысл фильма «Банши Инишерина».
Фильм «Банши Инишерина» — это глубокая экзистенциальная драма, исследующая темы дружбы, одиночества и стремления найти смысл в жизни. Сюжет сосредотачивается на разрыве дружбы между двумя главными героями, Подриком и Колмом, на фоне изолированного ирландского острова в 1920-е годы.
Колм внезапно решает прекратить общение с Подриком, поскольку чувствует, что его жизнь проходит впустую, и хочет посвятить остаток времени созданию музыки, которую он считает более значимой. Подрик, напротив, не понимает этих амбиций: для него важны простые радости — дружба, доброта и рутина повседневной жизни. Этот конфликт становится катализатором личных изменений в героях: добродушный Подрик, теряя смысл своего существования без друга, постепенно становится жестоким, а Колм погружается в отчаяние и самоуничтожение..
Смысл фильма во многом кроется в размышлениях о ценности времени и стремлении к вечности. Колм считает, что его музыкальное наследие переживёт его, тогда как Подрик верит в простую человеческую доброту. Это противостояние показывает, что обе позиции могут оказаться неполными и привести к разрушению — как себя, так и окружающих. Вся история разворачивается на фоне гражданской войны в Ирландии, символизируя разрывы в отношениях между людьми и народами, которые часто кажутся бессмысленными и необратимыми
Таким образом, фильм исследует, как одиночество и страх перед бессмысленностью могут привести людей к отчаянию и жестокости. В конце герои так и не находят способа преодолеть свои внутренние конфликты, что подчёркивает трагичность и неизбежность их судеб.
Разбор концовки
Если пытаться понять конец фильма «Банши Инишерина», нужно учитывать культурный и исторический аспект. Действия фильма происходят в 1923 году, в это время в Ирландии проходит гражданская война, а сами персонажи находятся на острове, название которого переводится как «остров Ирландия».
Фильм показывает, как Колм пытается всеми силами оставить после себя художественное наследие, отказываясь от дружбы и хороших отношений с окружающими.
Ближе к концовке Колм очень хочет вернуться к своей прежней дружбе.
Он Разочарован в своих романтических идеалах страдания, поскольку потерял дом и свои пальцы в бессмысленном противостоянии. Однако ни он, ни Падраик не могут вернуться, так они вовлечены в бессмысленную борьбу, которая будет стоить им жизни.
В финале Колм наконец находит художественную красоту, вдохновение и смысл жизни, поискам которых уделил столько сил и времени. Они обошлись ему ценой дружбы и, по ужасающей иронии, своей способности играть музыку на скрипке, которую он так любит.