Российское полнометражное кино «Блиндаж» не похоже на современную интерпретацию военной драмы, как «Девятаев» или «Рубеж». Его нельзя отнести к фильмам-комиксам формата «Т- 34». Работу режиссера Марка Горобца можно причислить к фантастике про Великую Отечественную войну с «мостиком» в современность. Да, аналогия с перемещением во времени есть: персонажи «Блиндажа» ― такие же «попаданцы» в прошлое, как в фильмах «Мы из будущего» и «Туман». Но отличие состоит в том, какие выводы делают главные герои, когда становятся участниками роковых событий 1941 года. Ведь обычному человеку любая война представляется лишь лентой новостных сводок, когда она не касается его самого или его родных и близких.
Особенность сюжета
В рядах современных «черных копателей», промышляющих в районе кургана Саур-Могила, оказываются два разных по натуре человека. Один – врач-реаниматолог Сергей Игнатов. Из-за конфликта с начальством вынужден уволиться и теперь пытается заработать на добыче артефактов. Другой – любитель русской культуры и знаток военной истории Пауль. Приехал в Россию учиться на филолога и занимается перегоном автомобилей из Германии. Торгует найденными на раскопках трофеями, как немецкими, так и советскими ― тем, что «мертвым не нужно, а на рынке стоит дорого».
Персонаж Александра Метелкина (Сергей) для врача слишком безответственный, неумелый и пугливый. Персонаж Даниэля Литтау (Пауль) не похож на прагматичного авантюриста-чернокопателя, слишком порядочный и чувствительный. Но может поэтому они и дружат, что разные. Очевидно, что парни – не циничные охотники за наживой, им даже немного стыдно за свой черный промысел, который оскверняет места сражений. Поэтому они идут в лес не в обычной одежде, а надевают старую форму солдат Советской армии – пусть другие думают, что они участники военно-исторической реконструкции.
Сюжет построен на том, что друзья натыкаются на старый засыпанный блиндаж, который становится для них «порталом» в 1941 год. Идет жестокая битва за одну из стратегически важных высот Донецкого кряжа. Пауль вспоминает историю Великой Отечественной войны и рассказывает Сергею, что здесь был эпицентр Донбасской оборонительной операции 1941 года (29 сентября — 4 ноября). Главные герои оказываются в советском боевом окопе во время атаки фашистов. Они пытаются понять, почему попали в это страшное прошлое. Ищут возможность вернуться, но делают это каждый по-своему.
Главный конфликт фильма
Основной сценарный ход в «Блиндаже» — дружба русского и немца в рамках воспоминаний о Великой Отечественной. Да, в сегодняшних реалиях вполне возможно, что «россиянин с германцем ― братья навек». А в те роковые-сороковые было иначе: «что русскому хорошо, то немцу смерть». Герои фильма, несмотря на товарищеские отношения в современной жизни, в прошлом по умолчанию являются врагами. Однако в итоге мы видим, что дружба их не только возможна, но и выдерживает самые трудные испытания.
А поначалу Пауль резко исправляет фразу Сергея «завтра наших бросят в атаку» ― «не наших, а ваших». В одном окопе им не ужиться. Необходимо сделать выбор. Каждому нужно к своим. Или не нужно? И кто свои-то? В этом разбирается зритель в течение всего хронометража фильма. Задача нелегкая: если реакции поступки русского парня мы можем интуитивно предугадать, то поведение молодого немца непредсказуемо. И в этом основная интрига фильма ― что должно перевесить и победить: национальный менталитет, здравый смысл, крепкая дружба, торжество справедливости?
Раскрытие ключевых тем
«Блиндаж» вышел в прокат накануне 79 годовщины Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Главной темой фильма является отношение героев, да и каждого из ныне живущих, к 9 мая. Что значит этот день? Праздник «со слезами на глазах» или сухая историческая дата в календаре? Военный парад, вахты памяти ,акция «Бессмертный полк» или очередной выходной с отдыхом на природе и шашлыками? В фильме показано, какой ценой в 1941-1945 годах был восстановлен мир и независимость СССР. И сделали это не какие-то особые люди с какими-то другими ценностями. Они были такие же, как и мы, хотели жить и любить, им тоже было страшно. Но они не выбирали обстоятельства, не могли поступить иначе. И благодаря их выбору и мужеству живем мы все. Прослеживается связь поколений: «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой».
Создатели «Блиндажа» затрагивают тему неотвратимости судьбы. О том, что люди не боги, и не могут предотвратить гибель других. Начиная с первых кадров, где современный врач теряет пациента. Продолжая в фантазийной сцене, когда главный герой подает снаряды своему деду. Тот навсегда остался младше его, потому что в 1941-м умер из-за тяжелого ранения. Внук пытался в полевых условиях сделать ему операцию, но спасти не смог. Заканчивая финалом: оба героя знают, что большинство бойцов не выживут. Их имена были высечены на обелиске, у подножия которого «попаданцы» побывали до того, как отправились на раскопки блиндажа. Для главных персонажей фильма нет ничего важнее, чем именно эти окопы и именно эти часы. Потому что другого времени и другого места у них может не быть.
Противопоставление в контексте фильма
Понимая, что они практически обречены на смерть, главные герои ищут пути выхода из прошлого. И принимают противоположные решения, которые в корне меняют их настоящие судьбы.
- Пауль с чисто немецким хладнокровием задумывает и воплощает хитрый план: снимает с убитого фашиста форму майора, приходит в «своим» и отдает солдатам приказ перекапывать все окрестные блиндажи. При этом он пытается спасти израненного Сергея. Прикрывая друга, Пауль отправляет его через лес к точке, где они бросили машину. А сам погибает, то есть навсегда остается в прошлом.
- Живущий сердцем Сергей принимает решение ― сражаться за родную землю наравне с другими бойцами: «война коснулась моего народа, а значит и меня». Он сознает, что смотрит смерти в лицо, но иначе поступить не может. В итоге Сергей получает несколько ранений, но остается в живых. В финале показано, что машина «скорой помощи» везет его в больницу, а рядом любимая девушка – медсестра Аня.
Причина скачка во времени ― в переосмыслении, которое происходит у героев фильма. Оставшийся в прошлом Пауль и вернувшийся в настоящее Сергей поняли, что значила та война. И не потому, что увидели разрывы снарядов, врага и смерть. Они поняли, что события Великой Отечественной касаются не только наших предков, но и каждого из ныне живущих.
Смысловая нагрузка фильма
В финале мы видим, как Сергей получает последний привет от немецкого друга, когда подходит к их современной машине. Оказывается, Пауль составил подробную инструкцию, где и когда искать Сергея, для своего внука. И тот выполнил все, что ему приказал дед, умерший 20 лет назад. Таким образом авторы «Блиндажа» проводят идею, о которой писал ещё фантаст Рэй Брэдбери: поступок, совершенный в прошлом, может кардинально изменить будущее.
Смысл фильма заключается в том, что он не о смерти, а об отношении к жизни, о ее ценности и хрупкости. «Блиндаж» ― не про ненависть, но и не про примирение. Любая война рано или поздно заканчивается. Мир наступает неизбежно, и враждовавшие народы начинают общаться вновь. Главная мысль авторов «Блиндажа» ― человеческое всегда должно быть выше любых бед и конфликтов. Ведь это так важно: помогать друг другу, быть рядом в трудную минуту, бороться за товарища, любить близких.
Фильм о том, почему люди решаются отдать свою жизнь за родину, как жертвуют собой ради другого. Об этом в эпилоге говорит вернувшийся из прошлого Сергей: «Они спасли нас всех. А меня спас друг, оставшийся верным до конца, несмотря ни на что. В этом я черпаю силу. В этом есть надежда. В этом я вижу свет».