Как человек должен понять, что с его психическим здоровьем что-то не в порядке? Наверное, другие люди должны ему об этом рассказать. Однако как отличить правду от лжи и доказать, что ты абсолютно здоров, а твое направление на лечение в клинику для душевно больных – это всего лишь козни твоего мужа?
Смысл фильма «Кривые линии Господа»
По сюжету киноленты, Алис Гульд попадает в больницу для психически нездоровых. Делает это женщина с умыслом – к ней обратился отец одного из бывших пациентов этой клиники. Некоторое время тому, его сын Домиан умер. Врачи дали заключение, что пациент покончил жизнь самоубийством. Однако сам отец в это не верит. Ему кажется, что доктора специально скрыли важные детали смерти его сына. Чтобы выяснить что именно случилось мужчина обратился к частному детективу.
Чтобы получить достоверную информацию Алис, направляется в клинику. Отец заказчика и нынешний руководитель клиники – хорошие друзья. Он помог подделать документы и выдать женщину за новую пациентку. Об этой тайне знает только Алис и директор Альваре.
Алис пытается найти хоть какую-то информацию о погибшем и обнаруживает, что практически каждый хранит какую-то тайну. Осталось только вычленить необходимую информацию и очистить ее от бреда пациентов.
Вначале расследование быстро продвигается. Детективу даже удается получить личное дело необходимого пациента и обзавестись друзьями.
Позитивный ход прерывает неожиданное событие. Один из пациентов клиники – карлик Луис, нападает на Алис, чтобы изнасиловать. В результате сопротивления женщина теряет сознание, а когда приходит в себя обнаруживает, что Луис мертв, а ее обвиняют в убийстве пациента. Алис удается избежать наказания – она утверждает, что не может вспомнить ход событий, и предполагает, что смерть карлика произошла в результате самообороны.
Директор клиники рассказывает Алис, что никогда не вел с ней переписку, а сама миссис Гульт тяжело больна. Алис пытается оправдаться и устраивает дебош. С этого момента безоблачное пребывание женщины в клинике закончилось.
По просьбе Алис, собирается Совет клиники. Женщина рассказывает докторам о том, что ее болезнь фиктивная. Однако полностью убедить персонал не удалось. Врачи решили пригласить в клинику отца Домиана, чтобы подтвердить или опровергнуть рассказанную Алисией версию. Как оказалось, доктор Дельольма и заказчик Алис – это абсолютно разные люди. Такая информация не на руку женщине и к ней применяют тяжелую терапию, в том числе и лечение электрическим током.
Женщина стойко переносит все процедуры и, параллельно, убеждает часть персонала поверить в ее историю. Персонал клиники, несмотря на запрет директора, решают помочь Алис, ведь они начали сомневаться в том, что ее диагноз правдив. В результате часть докторов выносят вердикт: Алис – законно похищенный пациент. Муж Алис опустошил ее счета и уехал в Азию, доктор, направивший ее на лечение, исчез, в личном деле миссис Гульд обнаружен чек на очень крупную сумму, а в самом городе действительно существует частное детективное агентство на имя пациентки.
В это же время Алис обнаруживает, что единственный способ выжить – сбежать с клиники. Чтобы отвлечь от побега персонал и выиграть для себя время женщина организовывает поджег. Все шло по плану до тех пор, пока не появилась полиция. Как оказалось, после пожара один из пациентов был обнаружен мертвым. Алис решает выдать себя за судмедэксперта, но ее обман быстро раскрывается.
Теперь врачи клиники вынуждены повторно собрать совет, чтобы оправдать Алис и отстранить от руководства Альваре.
Символизм и метафоры
Фильм «Кривые линии Господа» (оригинальное название Los renglones torcidos de Dios) использует образы и метафоры, чтобы исследовать природу безумия, истины и восприятия реальности.
Основная символическая линия заключается в самой идее «кривых линий». В фильме поднимается мысль, что психические расстройства — это как бы ошибки или отклонения Бога, созданные им, когда он «учился писать». Такой подход указывает на тонкую грань между нормальностью и безумием, где каждый персонаж и событие не всегда таковы, какими кажутся на первый взгляд.
Кроме того, психиатрическая лечебница выступает метафорой замкнутого пространства, где время и правда искажаются, а также символизирует потерю контроля героини Элис над своей жизнью. Размытие границ между разумом и помешательством, представленное через персонажей, усиливает ощущение психологической напряженности и неуверенности в том, кто говорит правду и кому можно доверять.
Таким образом, фильм не только строит свою интригу вокруг расследования, но и заставляет зрителя размышлять над тем, насколько субъективной может быть реальность.
Объяснение концовки фильма
Фильмы об играх разума всегда нестандартны. В таких кинолентах сложно отличить правду от вымысла, а прошлое от настоящего. Чтобы усилить психологический эффект, в фильме применяется прием «временной скачок». Он подразумевает собой разрыв основной сюжетной линии, фрагментами событий из прошлого.
В «Кривых линиях» такие скачки носят специфический характер: вместо привычного прошлое-будущее, сюжет движется между тремя временными измерениями давнее прошлое – недавнее прошлое – нынешнее. Такая структура очень запутывает, ведь в начале зритель воспринимает пожар, как события прошлого, в результате которых погиб Домиан. Лишь в конце киноленты удается узнать, что кадры ночной катастрофы – это будущее, а сам пожар устроила Алис, чтобы сбежать с клиники.
Имя главной героини носит символичный характер, как, впрочем, и название киноленты. Истинное значение этих номинативов объясняют сами герои. Начнем с названия фильма. Доктор Альваре, говоря о своих пациентах, утверждает, что люди с психическими заболеваниями – это кривые линии Господа. Он поясняет это так: было время, когда, Бог еще не умел создавать живые существа, а только учился, подобно тому, как дети в школе учатся писать буквы. Пока Бог учился, не все ему давалось легко. Если провести аналогию с школьным процессом, говорит Альваре, можно представить, как дети тренируются писать линии: одни из них получаются такими, как надо, другие – кривыми. Под красивыми, прямимы линиями доктор подразумевает здоровых людей, а под кривыми – психически нездоровых. Подведем небольшой итог: название фильма подталкивает нас к мысли, что речь будет идти о больных людях.
Теперь вернемся к героине. В первый же день в клинике миссис Гульд сравнивают со сказочной Алисою Льюиса Кэрролла. Пациент клиники Игнасио иронично спрашивает у женщины: «Что же вас привело в это Зазеркалье?», — но ответа так и не получает. В рассказе Кэрролла, личность Алисы как бы разделяется между двумя мирами: одна из них живет обычной жизнью английской девушки, вторая же оказывается в неизведанном мире, который и похож, и непохож на привычный мир. Сама героиня тоже оказывается «разорвана» между двумя мирами: «Миром правды» и «Миром выдумки». Также как Алиса из Зазеркалья, Алис имеет возможность вернуться в реальность из своих иллюзий и фантазий, но в самом фильме этого не происходит. До последних кадров женщина уверена в своей истории.
В конце фильма доктор Альваре решает снять свой голос. Как объясняет мужчина – он не хочет подписываться под огромной ошибкой и своей подписью узаконить некомпетентность своих коллег.
Единогласно врачи поддерживают Алис. И вот, когда дело уже решено, в зал, по приглашению Альваре, заходит семейный врач миссис Гульд. Тот самый, который направил ее на лечение. Как оказалось, он вовсе не исчез, а был с женой на отдыхе и поэтому не смог вовремя ответить на телеграммы. В этот момент Алис меняется в лице. Женщина явно узнала вошедшего мужчину. Из предыдущих воспоминаний Алис, зритель узнает в вошедшем – заказчика. В этот момент Алис выглядит испуганной. Почему женщина отреагировала именно таким образом – остается загадкой. Если рассматривать версию о том, что ее муж избавился от нее, то испуг легко можно объяснить так: Алис осознала, что заговор против нее носит обширный характер и теперь у нее нет никаких шансов покинуть клинику. С другой стороны, если принять позицию доктора Альваре, и признать, что Алис – психически нездорова, то испуг ее можно трактовать таким образом: женщина осознает, что теперь ей не удастся обхитрить врачей и срыть свои настоящий диагноз.
Режиссер оставляет развязку фильма открытой – зритель может сам принять ту позицию, которая ему ближе.