Смысл фильма «Мастер и Маргарита» 2024 и объяснение концовки

Смысл фильма «Мастер и Маргарита» 2024 и объяснение концовки Смысл фильма

Фильм «Мастер и Маргарита» — очередная экранизация легендарного романа Михаила Афанасьевича Булгакова. Картина вышла в свет в 2024 году и в целом получила довольно позитивные отзывы критиков.

Если сравнивать его с постановками предыдущих лет фильм 2024 года не воспроизводит сюжет романа в точности. Можно даже сказать, что режиссер обходится довольно вольной интерпретацией произведения, местами даже переставляя те или иные эпизоды оригинала.

Итак, главные действия начинаются не просто в Москве 1930 годов, а в Москве некой альтернативной реальности — в футуристичном городе с несколько иной архитектурой, но все же с узнаваемыми объектами. Так, оказывается, что в фильме полностью воплощен в жизнь проект Дворца Советов на месте Храма Христа Спасителя, который в реальности так и не был построен.

По сюжету писатель-драматург попадает в крайне неприятную ситуацию с одним из своих произведений. Его пьесу о Понтии Пилате критикуют, а потом и вовсе снимают со сцены одного из крупных театров Москвы. Решение об этом принимается на очередном заседании писателей. Участники заседания озвучивают причину — якобы автор в своей пьесе пропагандирует религиозные учения и критикует непогрешимую власть страны.

Произошедшее буквально подкашивает писателя и лишает его всех творческих сил. Де-факто его полностью отлучают от возможности творить и публиковаться в открытых изданиях. Вчерашние друзья и соратники начинают его открыто избегать, перестают здороваться. Именно здесь формируется один из основных конфликтов кинокартины — свобода творчества и возможность самореализации.

В момент самых тяжелых душевных страданий в жизни писателя появляется женщина. Также, как и в оригинале произведения её зовут Маргарита и она замужем. Их быстро связывает сильная взаимная любовь и страсть. Кроме этого для писателя Маргарита становится настоящей музой и подвигает его на создание нового произведения, на этот раз посвященного внезапному визиту дьявола в Москву. Маргарита называет своего писателя не иначе как Мастер. Их отношения — один из важнейших мотивов фильма, раскрывающий его основную любовную линию.

В новом творении Мастера фигурируют люди, которые его окружают в реальности. Здесь зрители знакомятся не только с самим Сатаной, но и с всей его свитой. Сам Сатана-Воланд предстает перед москвичами в образе зарубежного консультанта. Именно отсюда стартует вторая параллельная сюжетная линия, которая посвящена бесчинствам Воланда и его приспешников в «альтернативной» Москве.

Нашлось в сюжете место для знаменитой сцены сеанса черной магии в театре. При этом тут мы находим значимое отличие от оригинального произведения. У Булгакова представители чертовщины в результате сеанса раздают москвичам деньги и открывают прямо на сцене дамский магазин, где одевают добрую половину зрительниц. После окончания представления деньги превращаются в бумагу, а платья и вовсе исчезают, оставляя своих обладательниц практически нагишом. В фильме же происходит ровно то же самое, однако развязки с исчезновением бесовских богатств в итоге не происходит. Сюда же чуть ранее вплетено знаковое событие с Берлиозом на Патриарших прудах, где он погибает под колесами трамвая. О ней рассказывает сам поэт Иван Бездомный.

Работу над романом Мастер продолжает ровно до того момента, когда на него доносит один из приятелей журналистов — некто Алоизий. В дом приходят сотрудники соответствующих служб для проведения обыска, но Мастеру полностью удается сжечь рукопись романа. Далее демонстрируются допросы и следствие над писателем, в результате которого его помещают в психиатрическую больницу. Никто не верит в существование Воланда и прочей чертовщины.

В заточении Мастер не может выдержать долго и в итоге кончает свою жизнь самоубийством. При этом до этого трагического момента он дописывает концовку произведения.

В тренде:  «Не говори никому»: смысл фильма и объяснение концовки

Убитая горем Маргарита находит в себе силы забрать последний эпизод романа у медицинской сестры лечебницы и дочитывает его. И все-таки произошедшее потрясает её настолько, что она тоже принимает решение расстаться с жизнью. Примечательно, что после своей гибели Маргарита обретает новое воплощение. Она становится ведьмой и принимает участие в бале Сатаны. Это позволяет ей даже за гранью жизни воссоединиться со своим Мастером. Именно таким образом авторы кинокартины решили зациклить тему вселенской любви.

Третья сюжетная линия фильма — следствие над Иешуа и его страдания. По мнению очень многих критиков она почти полностью упущена режиссером и является чисто номинальной. Тем не менее, именно здесь Мастер непосредственно сталкивается с самим Понтием Пилатом — персонажем своей пьесы. Воланд демонстрирует ему, что грозный прокуратор Иудеи сотни лет сидит на одном месте в надежде хотя бы еще раз увидеться и поговорить с Иешуа (прообраз Христа), которого сам и отправил на казнь. В данных финальных эпизодах поклонники романа принципиальных расхождений с книгой не увидят. Тут по идее должна раскрываться не сколько тема истинной веры, а сколько идея человечности и всепрощения даже перед лицом смерти.

Символы и метафоры в фильме «Мастер и Маргарита»

Фильм, равно как и книга наполнен большим числом символов и метафор. Знаковым символом Москвы, как города куда прибывает Воланд можно считать циклопическое здание Дворца Советов — нереализованный проект, который пытались построить на месте Храма. Он словно замещает веру предков-пращуров новым, совсем иным наполнением.

Денежные знаки и дамский магазин где всё абсолютно бесплатно отсылают зрителя к искушению. Кто-то может даже найти для себя здесь символ первородного греха.

В самих именах героев сокрыт метафорический смысл. К примеру, Воланд — отсылка к «Фаусту» Гёте. Есть предположение, что этимология этого имени как раз-таки и восходит к старонемецкому «Faland«, что означает «лукавый«. Кот Бегемот наталкивает нас на ассоциации с Бегемотом — демоном чревоугодия, а имя Азазелло соотносят с библейским обрядом Азазель (заклание черного «козла отпущения», на которого якобы переносились все грехи людей).

Не совсем очевидным видится многим трамвай под номером «А» под колесами которого собственно и погиб Берлиоз, поскользнувшись на разлитом Аннушкой масле. Исследователи творчества Булгакова четко указывают на то, что в 30-е годы трамвай под литерой «А» именовался горожанами не иначе как «Аннушкой».

Основной идеей и посылом фильма на наш взгляд является любовь и свобода. Любовь в нескольких ипостасях: земная (мужчины и женщины) и небесная. Концепция свободы также раскрывается в качестве свободы от гнета, свободы выбора и конечно же свободы творчества.

Фильм завершается сценой, где Воланд читает роман Мастера. Становится ясно, что именно благодаря этому произведению Понтий Пилат обрел покой и смог встретиться и беседовать с Иешуа. Несмотря на то, что в произведении Булгакова такого эпизода нет, в общем полотне повествования выглядит он вполне органично.

Смысл фильма «Мастер и Маргарита» 2024

«Вчера это было возможно, но сейчас уже не так», – произносит один из персонажей. Тот самый постулат о красной черте, никем достоверно не осязаемой, касается почти всех участников эпизодов. Вероятно, кроме самого писателя: даже бродя по лечебному учреждению Стравинского, он все равно очень хочет завершить свое произведение именно так, как считает нужным.

В тренде:  «Баллада Бастера Скраггса»: смысл фильма и объяснение концовки

Разумеется, за исключением Воланда: мрачного мошенника (очутившегося в России для того, «как русские отменили Бога»), в локшинской версии интересно. Главное – позаботиться о Великом русском писателе, брошенном друзьями, коллегами и всей системой.

Фантазийный мир создателей кинопродукта во многом не сходится с булгаковским произведением, по максимуму не соответствуя его интонационному фону. Исходя из вышесказанного, это именно тот путь, по которому пошли Локшин и Кантор, сознательно готовясь к гневному отклику булгаковских почитателей. Из-за реализма (особенно на переднем плане повествования), фильм открывает путь к «здесь и сейчас».

Так, сеанс черной магии обрывает концертное выступление, имитирующее эфемерную будущность 2022-го года. СССР вырос до небывалых объемов («С нами все республики мира»); Локшин и представить себе не мог, как подобное заявление будет звучать сейчас, в непредсказуемом настоящем.

Заслуживает ли прощения допущенная Локшиным фривольность, – это вопрос для личного домысливания. «Мастера и Маргариты» в новом варианте отражает дух знаменитого булгаковского произведения и в некоторой степени занимательна, но притязает на то, чтобы быть кинопродуктом, приближающимся по соответствию к булгаковскому произведению.

Михаил Локшин не дал излишних философствований и не демонстрирует трактат с «фигой в кармане», он создал качественный аудиовизуал в развлекательной форме. Однако на сегодняшние суммы (между строк) властей, работающих на 1,2 миллиарда рублей, любо-дорого смотреть.

Объяснение концовки фильма «Мастер и Маргарита» 2024

Представители властных структур выяснили, что написанная Мастером рукопись весьма сомнительна по сути. У писателя был проведен обыск, в результате чего он решил сжечь рукопись своего произведения. Но и без этого существует достаточно доказательств ее «нелояльности». Мастера допросили и пытались убедить его в предательстве Маргариты. Но он был уверен, что она на такое не способна. И не ошибся. Донос написал друг-сценарист Алоизий (по Булгакову он литератор).

В ленте «Фагот/Коровьев» при беседе с Маргаритой упоминает пятое измерение. Это иное гибкое пространство, вмещающее в себя очень большой бальный зал Сатаны. Из пояснений Фагота там можно расширять объекты до любых границ. В кинопродукте зритель видит лишь малую толику действа. Наверняка в каком-нибудь уголке того самого пространства Мастер и Маргарита и упокоились.

Мастера определили в психиатрическую лечебницу – он рассказывал о никому не известном Воланде. В булгаковском произведении Мастер сам пришел в больницу. А согласно кинопродукту он завершил работу над произведением, передал ее своей возлюбленной через фельдшера Прасковью Федоровну и покончил с собой. Маргарита же отравила себя ядом после того, как прочитала рукопись.

Если бы там был Воланд, он, скорее всего, перенес бы их души в пятое измерение.

Изначально режиссерский замысел на этот кинопродукт был амбициозным. Но в сухом остатке окунуться с головой в магический реализм и вплести в роман историю любви самого Михаила Булгакова создателям ленты не удалось. Но работа, бесспорно, проделана большая, особенно в сфере визуала.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Оцените статью
Добавить комментарий