В начале 70-х годов был особенно популярен жанр хоррор-фильмов, связанных с дьяволом и церковной тематикой. Именно такое противодействие можно встретить в фильме «Омен. Первое знамение», который считается одним из лучших приквелов к оригинальной картине 1976 года. Только здесь религия не противодействует силе Антихриста, а наоборот, способствует его появлению в мире…
О чем фильм Омен
В 1971 году отец Бреннан решил посетить строящуюся церковь, чтобы узнать о ребенке с фотографии, о которой пока что зрителю ничего неизвестно. Все, что знает о снимке Бреннан — девочку зовут Шианна, ведь так написано на обратной стороне фотографии. Отец Харрис не желает рассказывать правду, но все же объясняет гостю, что ребенок является результатом совокупления католички и сатаны. Затем на отца Харриса падает витражное окно, не позволяя отцу Бреннану узнать о ребенке больше.
Основная история начинается с приезда молодой монахини, Маргарет, которая останавливается в Риме, чтобы поступить в женское церковное учреждение. Там она знакомится с Карлитой, девушкой, которая не похожа на остальных сирот. Маргарет видит в Карлите себя в юности, ведь над ней тоже издевались, и поэтому пытается сблизиться с девочкой.
Перед постригом будущая подруга Маргарет Луз предлагает ей посетить клуб, чтобы в последний раз повеселиться перед предстоящей монашеской жизнью. Маргарет соглашается, но из-за неопытности просыпается у себя в кровати, ничего не помня. Луз убеждает ее, что все хорошо, и если бы не она, Маргарет совершила бы много осудительного, но подруга была рядом.
Далее появляется отец Бреннан, связываясь с Маргарет и показывая фотографию с ребенком на этот раз ей. Он рассказывает, что девочка на снимке должна родить Антихриста, и ее нужно избавить от этого предназначения. Маргарет не верит, но узнает в девочке Карлиту и соглашается помочь.
Но служители церкви пресекают все попытки Маргарет, и в одной из галлюцинаций она узнает, что сама является Шианной. И тогда, в клубе Луз не помогла героине и Маргарет изнасиловал сатана. Понимая, что женщина вынашивает будущего Антихриста, она спешит к Бреннану и его коллеге, чтобы те отвезли ее сделать аборт. Но по дороге машина взрывается, коллега погибает и служители церкви забирают Маргарет обратно. Более того, срок беременности за несколько часов дошел до конца триместра и у женщины отходят воды.
Во время родов собираются служители церкви, которые участвовали в совершении этого ужасного деяния. У Маргарет рождаются и девочка, и мальчик, но Антихристом является только сын. Неудачная попытка женщины убить ребенка приводит к тому, что ее запирают в родильной комнате вместе с девочкой и хотят поджечь. Карлита, к которой всегда была добра Маргарет, спасает ее и девочку, поджигая вместо этого сатану.
Маргарет сбегает с ребенком и начинает новую жизнь. Через несколько лет на пороге появится отец Бреннан, которого женщина встретит с ружьем. Но он всего лишь хотел сказать, что служители церкви наткнулись на след Маргарет, из-за чего ей стоит спасаться. Мужчина также оповестит мать Антихриста о том, что ее сын жив и готовится выполнить свое предназначение.
Ключевая идея фильма и главные конфликты
Приквел оригинальной картины не просто объясняет причину появления Антихриста, как бы отсылая в прошлое, а рассказывает о конфликте старой веры и нового общества. Ребенок сатаны нужен был служителям церкви только с одной целью: наказать людей за то, что они отреклись от веры и вместо нее предпочли образ жизни без религии.
Среди главных конфликтов картины красной нитью проходит проблема церковных пережитков, а именно: необходимость безграничного послушания, жесткие наказания. Это заметно и в линии Карлиты, и по обращению с Маргарет в детстве. Обратить внимание следует и на отношение к медицине, ведь в монастыре «излечит только Бог».
Еще один конфликт касается вопроса совести послушницы. Луз, предлагая Маргарет направиться в клуб, уже принимает на себя роль помощницы сатаны, ведь вера исходит с самого рождения, а не после пострига. И Маргарет, соглашаясь на авантюру, предает себя и запускает череду необратимых последствий.
Символизм и метафоры в «Омен. Первое знамение»
В фильме 2024 года можно найти очень много отсылок на картину начала 70-х. Например, отец Бреннан, появляющийся и в оригинальном фильме, и в приквеле. Или одна из детей-сирот, которая затем встретится в качестве взрослой послушницы в оригинальном «Омене».
Фильм 2024 года не стремится к новаторству в жанре «хоррор», используя привычные способы повествования. Например, символ непорочного зачатия заставляет чувствовать иррациональный страх о том, что человеку далеко не все подконтрольно в этом мире. Или сирота Карлит — пугающая одиночка, казалось бы, является идеальным вариантом на роль ребенка Антихриста. Но это просто запуганная девочка, которая видит галлюцинации, из-за чего становится «козлом отпущения» среди остальных сирот.
Все метафоры фильма то и дело подсказывают зрителю, что девочка на снимке — Маргарет, а не Карлит. Но тот факт, что сама Маргарет до последнего не может в это поверить, даже не позволяет представить такой вариант. Склонность приписывать все странности Карлит приводит к тому, что ни в чем не повинная девочка оказывается изгоем, над которой издевается почти весь женский монастырь.
Смысл фильма Омен
На первый взгляд «Омен. Первое знамение» является стандартным хоррор-фильмом, пугающим не с помощью спецэффектов или графики, а сюжетом. Но смысл фильма куда глубже, чем могло показаться. Он рассказывает о бедной девушке, которой практически в одиночку приходится справляться с целым женским монастырем, находясь в безвыходной ситуации. Как, несмотря на предательство всех в окружении, она находит защитников в лице отца Бреннана и Карлит.
Наряду с этим в фильме поднимается важная проблема устаревания идеи религии. Старые порядки, изжившие себя устои и жестокость, прикрываемая «Божьей карой» — все это требует изменений, и логично, что люди начинают отказываться верить. Маргарет справляется со всеми испытаниями, навалившимися на ее хрупкие плечи, не с «Божьей помощью», а сама. И таким образом идея молитвы сменяется на идею человеческой силы, которая способна преодолеть все и начать новую жизнь, если это потребуется.
Объяснение концовки фильма «Омен. Первое знамение»
Концовка фильма раздвоена во времени. С одной стороны побег Маргарет с ребенком и сжигание сатаны, чье уничтожение невозможно. С другой — появление отца Бреннена через десятки лет, когда Маргарет попыталась начать новую жизнь, но события прошлого вновь настигают послушницу.
Концовка фильма отсылает к оригинальной картине «Омен» и ее продолжениям, где и будет развиваться идея взросления ребенка Антихриста. В данном же произведении Маргарет все-таки смогла спастись от прошлого в монастыре в Риме, и ее покровителем стал отец Бреннан, защищающий женщину от собственного ребенка.