Режиссер картины Алекс Гарленд окунает наше внимание на недалекое будущее США, в котором страна погружается в гражданскую войну. В Вашингтоне закрепился авторитарный режим, где президент не желает прощаться с властью и применяет военную силу против неповиновения гражданского населения.
В фильме продемонстрированы все ужасны боевых действий, тысячи невинных смертей, а также экстремальную профессиональную деятельность прессы, которая фиксирует все факты ужасающих событий.
Герои кинокартины – военные журналисты: Ли Смит из издательства Reuters, которую сыграла Кирстен Данст, а также ее напарник Джоэл из Флориды, а роли Вагнера Моура. Вместе с ними участником событий выступает их старший наставник Сэм из издательства The New York Times.
Сюжет фильма Падение империи
Начало работы Гарленда начинается в городе Нью-Йорк, где присутствуют динамичные сцены избиения фотографов полицией. Корреспондент Ли Смит спасает юную Джесси, для которой она, как выяснилось позже, является кумиром журналистики. Также в начале фильма ярко изображены террористические действия в лице смертнице, которая подорвала себя и других невинных людей. Все эти ужасные сцены снимает на фотопленку юная Джесси.
Команда репортеров Ли, Джоэл, Сэм и Джесси пытаются узнать истинные мотивы президента и взять у него интервью. Джоэл хочет сделать сенсационный выпуск, апеллируя тем, что прессе не удавалось брать последние слова у таких диктаторов как Каддафи, Чаушеску и других. Загоревшись этой идеей, они пытаются добраться до Вашингтона короткими путями.
Во время дороги команда журналистов сталкивается с рядом жесточайших сцен, которые пронизаны жестокостью и насилием. Первыми им на пути встречается хозяин автозаправки, который устроил расправу над мародерами. Затем они попадают в перестрелку между военными и боевиками, где последние, не беря их в плен, расстреливают.
В мирном городке, где люди пытаются абстрагироваться от войны, Джесси замечает на крыше домов снайперов, которые выцеливают врагов. Дух смерти витает даже в таких спокойных местах.
Также им на пути недалеко от трассы попадается в обозрение загородный элитный дом, за который ведутся снайперские дуэли. Джоэл пытается выяснить у двух снайперов из Сил Запада, для чего они ведут открытый огонь, кто дает им приказы. В ответ он получает неоднозначную информацию, что они ведут огонь против тех, кто пытается их убить.
Вскоре навстречу команде журналистов попадаются двое корреспондентов на машине из Гонконга. Джесси перебрасывается из одной машины в другую, а затем уезжает на большой скорости с гонконгским репортером. Их встречают ультранационалистические отряды и угрожают расправой.
Команда репортеров встречает Джесси, стоящей на коленях, на нее направлен ствол. Вокруг нее убитые гражданские люди. Боевик, которого играл Джесси Племонс, устраивает допрос на тему, кто из них настоящий американец. После того, как он узнает, что Ли Смит из Колорадо, а Джоэл из Флориды, он опускает оружие. Гонконгских репортеров он убивает, так как те не являются американцами. Сэму удается забрать на машине своих коллег из передряги, но вслед боевики открывают огонь и ранят самого Сэма.
Джоэл, Ли и Джесси добираются до военного лагеря Западных Сил. По дороге оказывается, что у Смита ранение несовместимо с жизнью. Ли Смит на фотокамеру фиксирует момент смерти своего друга, но в последний момент решает это фото удалить.
Концовка фильма «Падение империи»
В финальной сцене картины разворачиваются бои в окрестностях Вашингтона. Силы Запада задействуют танки и авиацию, чтобы осуществить штурм Белого Дома. Ли надломлена смертью Сэма и не делает снимки боевых событий. На ее смену приходит Джесси, которая изворотливо ловит все важные исторические эпизоды в свой объектив камеры. За свой пройденный этап с командой журналистов она теряет свои острые чувства и хладнокровно делает свою работу, попадая в эпицентр новых боевых столкновений.
Из здания вырывается кортеж машин, которые останавливают военные. Журналисты проникают во внутрь помещения, где происходят столкновения между Силами Запада и агентами Секретной Службы. Военные зачищают комнату за комнатой, над Джесси пролетает пуля, Ли отважно принимает удар на себя и умирает. Джесси фиксирует момент смерти Ли Смит, которая для нее была образцом лучшей журналистики.
Справившись с эмоциями, она продолжает снимать все на свою камеру. Они заходят в личный кабинет Овального дома, в котором сидит президент. Джоэл останавливает военных и пытается задать у него несколько. Это и было их главной целью опасного путешествия.
В конце звучит такой диалог между Джоэлом и Президентом:
— Ваш комментарий?
— Пожалуйста, не дайте им меня убить.
— Сойдёт.
После этого военные расстреливают диктатора в упор, а Джесси документирует историческое событие фотокадрами.
Символизм и метафоры
Автор картины снял достаточно абстрактный фильм, упустив многие детали образования этого режима, причин столкновений и прочего. Этим самым дав пищу для размышления для самого зрителя. Если же делать акцент на деятельности прессы, здесь можно найти много интересных символов.
По ходу фильма зритель видит кадры фотопленок. Они могут быть разные. С одной стороны, мы видели ужасающие фотографии разрушений, убийств, насилия. С другой, Джесси делала милые фотографии с Ли Смит, которая примеряет изысканное изумрудное платье в магазине и искренне улыбается. Фотографии – это документ, который будет жить вечно, показывая жизнь человечества со всех сторон.
Можно также увидеть и раздробленность общества, которая интерпретируется в разных боевиках. В ультранационалистах отслеживается категория людей, которая нетерпима к другим нациям, религиям, взглядам. Розовые очки, в которых был боевик – символ слепоты и узкого мышления под своим углом. В хозяине автозаправки можно проследить человеческую жестокость и отсутствие сострадания. Продавец из магазина символизирует серую массу общества, которое не хочет вникать в происходящее и старается держаться в стороне.
Смысл фильма «Падение империи»
Большой акцент работы сосредоточен на профессиональной работе прессы. Именно от обьективной непредвзятой деятельности журналистики проливается свет на многие события, осуществляется доказуемость фактов. Да, этот труд не сможет остановить войну, снизить жертвы, но эта деятельность может внести большой вклад в будущее, чтобы сформировать нравственные идеалы следующих поколений.
Именно смена поколений и показывается через работу прессы. Изначально Сэм был наставником Ли Смит, затем Ли обучила хладнокровности Джесси, передавая свои навыки молодому специалисту. В киноработе показан сам процесс формирования нового специалиста. Не зря Ли Смит подготавливали ее своими жесткими фразами. Когда Джесси в одном из эпизодов спросила, а если та умрет, она снимет ее на пленку, Ли строго ответила: «?А как ты думаешь?»?, не заставив усомниться в ее намерениях.
Также фильм дает нам понять, что войны несут ужасающие последствия для жизни человечества. Умершие люди, которые стали жертвами террора заставляют нас ценить жизнь, формировать человеческие идеалы. Разобщенность общества приводит к большому насилию, безразличию и нетерпимости.