В ноябре 2019 года вышел испанский фильм-антиутопия «Платформа», вскоре ставший одним из самых просматриваемых кинофильмов на американском телесервисе «Netflix». За первый месяц его посмотрели более 56 миллионов раз, что обеспечило коммерческий успех проекту и дало возможность снять продолжение.
«Платформа» получила всемирную популярность не только благодаря интересному сюжету и качественной игре актеров, но и множеству отсылок и метафор на современный капиталистический уклад общества, раскритикованный авторами первого фильма.
Далее в статье будет подробный разбор второй части загадочной антиутопии с объяснением символизма сюжетной линии и таинственной концовки.
О чем первый фильм
В первой части мужчина по имени Горенг добровольно попадает в необычную тюрьму с вертикальной структурой. Она насчитывает 333 этажа, на каждом по 2 заключенных. В центре комнат расположена шахта, по которой каждый день спускается каменная платформа с едой.
Перед попаданием в тюрьму Горенгу разрешили взять с собой один любой предмет (он выбрал книгу), а также спросили его любимое блюдо, которое ему будут подавать каждый день. Главный герой оказался на 48 уровне с пожилым соседом Тримагаси. Он объяснил Горенгу устройство местного общества – люди выше без разбора едят всю еду на платформе, не оставляя ничего для жителей нижних этажей.
А каждый месяц всех узников усыпляют и случайно распределяют на другие этажи, отчего бывшие счастливчики с первых этажей могут легко оказаться на последних и умереть от голода. Несогласный с социальной несправедливостью, Горенг противостоит Тримагаси и объединяет усилия с другими заключенными, чтобы заставить всех людей есть только свои блюда.
Сюжет второй части
Следующий фильм оказывается приквелом к первому, а действие происходит за несколько месяцев до прибытия Горенга. Впрочем, известно это становится только ближе к середине фильма.
Главной героиней станет молодая женщина Перемпуан, ранее бывшая известной художницей. После трагического события в прошлом она отправляется в «Вертикальный центр самоуправления», как официально называется эта тюрьма.
Ее помещают на 24 этаж с интеллигентным здоровяком Замятиным. Несмотря на угрожающую внешность, он избегает насилия и раньше работал математиком. Им сразу объясняют социальное устройство тюрьмы – вся тюрьма поделена на фракции «лоялистов» и «варваров». Первые твердо следуют закону – каждый может есть только свое блюдо и никогда не трогать чужую еду, кроме добровольного обмена. Иначе последует суровое наказание, которое осуществляют религиозные Помазанники под руководством Слепого Пророка. А «варвары» просто едят все на платформе, нарушая местные порядки.
В первый день блюдо Замятина – пиццу – крадут варвары с 21 этажа. На следующий день главные герои наблюдают за системой наказаний: варваров хватают и отправляют на казнь по приказу лоялистов. Несмотря на произошедшее, Замятин все же тайно ест еду недавно погибших людей, что было запрещено по закону.
Через месяц Замятин и Перемпуан оказываются на 180 уровне, куда почти не доходит еда из-за участившихся появлений варваров. Ослабевший от голода мужчина жертвует собой и падает в шахту, не желая подвергать соседку опасности за свои прошлые прегрешения – когда он ел блюда мертвецов.
Вскоре Перемпуан попадает на 51 этаж к новой соседке Сахабат. Здесь она впервые сталкивается с безглазым пророком Дагин Баби и его группой фанатиков. Они жестоко казнят Сахабат и отрывают руку Перемпуан за мелкое нарушение закона, когда они пытались сражаться с варварами на чужом этаже.
На следующий месяц однорукая художница оказывается на 72 этаже со стариком из первого фильма – Тримагаси, что взял с собой заточенный нож в качестве личного предмета. С его помощью Перемпуан поднимает восстание варваров ради попытки сымитировать собственную смерть через поедание токсина. Так она планирует притвориться мертвой, чтобы сотрудники тюрьмы вытащили ее из заключения с другими трупами.
В последующей битве много людей погибло, но Перемпуан удается выжить и добраться до токсина. Перед его принятием она находит ребенка на нижнем этаже и пытается спасти его. Здесь она понимает причину присутствия детей в тюрьме и спускается на нижний уровень шахты, куда вскоре начинают прибывать другие люди со «спасенными» детьми. Через несколько месяцев она встречает там протагониста первого фильма Горенга, что оказался ее бывшим женихом.
Анализ основных тем
Основной идеей первого фильма была критика современной капиталистической системы, в которой люди на вершине социальной иерархии забирают себе большую часть ресурсов, оставляя объедки для людей более низких кругов социума. Именно эта отсылка сделала фильм настолько популярным, учитывая современное расслоение богатства и ресурсов в мировом обществе.
Также критиковалась идея хаоса и существующей анархичной системы, где каждый берет себе столько, сколько сможет унести, совершенно не думая о благополучии других людей. Из-за этой социальной несправедливости Горенг отправляется в опасное путешествие на платформе, пытаясь создать новое справедливое общество, где ресурсы будут распределяться равномерно.
Второй фильм, являющийся приквелом к событиям первой части, показывает подобное общество, созданное «лоялистами» и последователями некого Мессии – по словам заключенных, он выжил месяц без еды на нижнем этаже, пребывая в медитации, а затем отрезал части своего тела, чтобы накормить других узников.
Лоялисты установили в тюрьме именно такое «справедливое» общество закона и порядка, но обеспечивать его существование могли только насилием и жестокостью. В данном случае, автор критикует концепцию предполагаемого «социалистического» общества, где все люди получают по потребностям и распределение ресурсов является равномерным. Из-за эгоистичной природы человека такой социум можно поддерживать только максимальным насилием и публичными казнями, что и начали делать лоялисты и Помазанники. Их стремление к справедливости развратило их, превратив из поборников порядка в жестоких тиранов, готовых на любые зверства ради удержания власти.
Символизм и метафоры
В целом, весь сюжет фильма является отсылкой на многочисленные социальные эксперименты прошлого века, вроде Стэнфордского эксперимента в тюрьме, где группу людей поместили в необычные условия для жизни для наблюдения за их поведением. Как и в фильме, испытуемые быстро превратили порядок в узаконенную анархию, используя закон в своих интересах и низменных потребностях.
Символизм сюжета показывает неспособность волевых людей подчиняться жестоким правилам «справедливого» общества, если они устанавливаются максимальным насилием. Потеряв руку и узрев смерть подруги, Перемпуан не испугалась и подняла восстание вместе с другими варварами, присоединившимися к ней из-за страха перед религиозными лоялистами и их методами достижения целей.
Вся социальная система тюрьмы по справедливому распределению ресурсов является метафорой для коммунистического общества. По мнению авторов, оно также не способно поддерживать свое существование без насилия властей и рано или поздно развалится из-за восстания угнетенных людей.
Смысл фильма «Платформа 2»
В общем итоге, сюжет антиутопии показывает, что подобная социалистическая система, несмотря на свои успехи в распределении ресурсов, является несовместимой с природной натурой человека. Именно последующая анархическая система первого фильма, где каждый берет побольше еды с платформы, является более привычной для людей и наиболее приемлемой для большинства. Особенно учитывая, что по итогу от лоялистов никого не осталось, а тюрьма без принуждения к закону быстро погрузилась в полную анархию.
Объяснение концовки фильма
Финал второго фильма показывает манипулятивную и жестокую натуру сотрудников тюрьмы. На нижних уровнях содержатся дети, которых иногда посылают в тюрьму ради придания другим заключенным надежды на спасение. Ради спасения детей узники посылали их вверх на платформе, лишая себя возможности на побег, что было на руку владельцам этого антиутопического учреждения. В конце Перемпуан остается на нижнем уровне с другими людьми и детьми, где продолжает выживать до прибытия Горенга.