Режиссерский дебют Зои Кравиц — “Подай знак” — психологический триллер тесно перекликающийся с остро социальными проблемами текущего момента: феминистическая повестка, сопротивление насилию от мужчин, безответственность и беззащитность жертв, и удивительное совпадение премьеры фильма к скандалу с арестом теперь уже всем известного репера P Diddy.
Зои, дочь Ленни Кравица — легендарного музыканта и певца, с детства находится в мире шоу-бизнеса и творческих элит, сильных мира сего. Ранее у нее был опыт съемки актрисой в фильме “Бетмен”, и в сериалах “Большая маленькая ложь”, “Меломанка”.
Отдельно хочется отметить работу оператора, каждый кадр красив, ничего лишнего. Композиция кадра выверена и приносит визуальное наслаждение.
Молодая девушка Фрида живет в скромной квартире вместе с подругой, и на пару они подрабатывают официантками на мероприятиях у элит. Жизнь ее скучна и заурядна, она листает социальные сети, и цепляет ее миллиардер, владелец IT-корпорации Слейтер Кинг. Она уже знает, что следующее мероприятие будет организовано им, и у нее готов план, как попасть на эту вечеринку. Фрида с подругой Джесс, после основного мероприятия переодеваются в коктейльные платья и попадают на afterparty вечеринку. Они вышли на охоту, но кто тут охотник, а кто дичь? Все не так как кажется.
Благодаря нелепой случайности, Слейтер замечает Фриду, знакомится с ней, и приглашает продолжить веселье вместе с его друзьями на его личном острове. История с островом отсылает нас к делу Джеффри Эпштейна, торговца людьми, которого судили, но ввиду обстоятельств, не смогли довести дело до конца. Девушки с радостью соглашаются. На острове царит атмосфера беззаботности и вечного счастья, все так легко и просто. Рекой льется шампанское, легкие наркотики, а компания сплошь состоит из очень приятных людей.
Напрашивается вопрос, разве так бывает, что самых обычных девушек, просто так пригласил к себе it-магнат? Что его заинтересовала девушка типа Фриды? Какова цена за приближение к миру богатых и знаменитых? И готова ли она ее заплатить?
В гостях девушки не замечают как летит время, они е знают сколько прошло времени, связи с миром у них также нет, их телефоны забрали в первый день. И вроде бы все отлично пока не наступает момент, Джесс исчезает, а остальные гости про нее абсолютно ничего не помнят. Фрида начинает прозревать, что не все так гладко и красиво на данном острове. Главная задача Фриды выжить и выбраться из этого места. Она объединяется с другой девушкой, и вместе они противостоят Кингу и его дружкам. Девушки выясняют, что в духи, которыми они пользуются добавлен специальный элемент — из цветка, который произрастает только на данном острове, и тот, кто ими воспользуется теряет память.
“Подай знак” раскрывает нам тайну, которая может скрываться за высокими заборами особняков элит и власть имущих. О том, что происходит, когда нет сдерживающих факторов, когда власть безгранична, и жертва беззащитна. Белой нитью прослеживается прямая аналогия со скандальным арестом P Diddy, и тем количеством судебных исков, которые поданы против него от участников его “белых” вечеринок.
И Кинг и Фрида глубоко травмированные люди, пережившие свои травмы, но очень по разному их перенесшие. Если Фрида перешагнула и живет дальше, то Кинг работает с терапевтом, но у него никак не выходит побороть своих демонов (возможно, потому что специалист у него так себе и тоже участвует в его тайных вечеринках). И тут поднимается тема того, что зачем прорабатывать травмы, когда проще всего их забыть? Подавил, стер свои воспоминания и живи себе счастливо дальше, как ничего и не было.
Еще одна интересная тема — тема насилия богатых белых мужчин над женщинами. Интересно что режиссер принадлежит к негроидной расе, главная жертва Фрида — тоже. А вот злодеи — только белые богатые привилегированные мужчины. Это предвзятое отношение особенно подчеркнуто скандалом с репером Шоном Комбсом (P Diddy), который богатый черный мужчина, осуществлял насилие над людьми всех рас и полов (информация предоставлена на основании публикаций в СМИ). Но так ли уж важен цвет кожи насильника для его жертвы?
Зои кравиц подвергает сомнению counsel culture — “культуру отмены”. В начале Слейтер Кинг публично приносит извинения за прошлые прегрешения и говорит, что встал на путь исправления, регулярно работает с психологом, и купил для этих целей отедльный остров, где медитирует и разводит курочек (курочки может быть отсылкой к принцу гарри и Меган Маркл, которые разводят своих куриц на вилле в Монтесито, как демонстративно элита пытается приблизиться к простым смертным, даже свой курятник есть). И вроде бы все ему поверили, и приняли его. Но что он сам думает про свои извинения? В конце, когда все мертвы, он говорит Фриде, что просьбы о прощении — пустой звук, что оно невозможно, но люди могут просто все забыть. И он сам предлагает, все забыть, все ужасы, и начать сначала. С чистого листа.
Режиссер умело ставит акценты в кадре на важные предметы, цвета, слова. Эти ключи для понимания событий. Картина наполнена скрытыми знаками и отсылками.
В сцене знакомства Фриды и Кинга, можно проследить микромимику в моменте узнавания Кингом его бывшей жертвы — едва дергается уголок его губ. Это не случайно, он испытывает шок, и предвкушает новые развлечения, и уже знает кого позовет на остров. Взгляд Фриды в этой сцене — снизу вверх, глаза полные обожания и готовности следовать.
Зеленая ящерица — мелькает перед нами несколько раз. Мы видим ее в начале фильма, потом на ногтях Фриды, и далее в открывшихся воспоминаниях о предыдущей поездке на остров — когда она пыталась убежать от Кинга, ударилась головой об камень и последнее, что она увидела — была ярко-зеленая ящерка. Ящерка проходит сквозным символом об опасности и предупреждении о ней, который не в силах полностью стереть из памяти ядовитый цветок с острова.
Красный цвет в фильме стоит на первом месте по частоте появления в кадре. Красный цветок, красный фрукт, красное платье, красные пакеты, красное кресло — все эти элементы несут в себе опасность, флер соблазна, и свободы от любых ограничений. К концу красный цвет прямо символизирует насилие и страдания. Именно при упоминании красного кролика главная героиня испытывает страх впервые, и не понимает что происходит. Красная помада от прошлой девушки, вызывает вопрос кто ее хозяйка, где она и чувство отвращения, когда в помаде находится чей- то волос. Следующее предупреждение — красная ягода в коктейле, которой она подавилась, говорит — “не все так просто, как кажется, милая”.
Но героиня упорно не хочет видеть знаки, что ей в этом месте находиться не надо. Интересна сцена знакомства Фриды с психотерапевтом Ричи, который на ее вопрос, подай знак, если мне стоит бояться Слейтера, снимает очки, и мигает дважды. Его язык тела прямо говорит: “беги отсюда”, но Фрида очарована и не откажется от Кинга сама.
Концовка триллера традиционная, Фрида смогла выбраться, и вошла в общество элиты. Она сумела воспользоваться моментом, стереть память Кинга, предотвратить убийство подруги, и получить Кинга себе в мужья. У нее был выбор оставить его в пожаре, и спастись самой, но она не смогла побороть себя, и хотела получить этого мужчину, который как бомба замедленного действия, его девиации и склонность к насилию остались с ним, внутри него, несмотря на вынужденную амнезию. Как долго она сможет его контролировать? Фрида поменялась местами с Кингом, как часто раб хочет сам стать рабовладельцем. Теперь она управляет им и его империей. Как сказала сама Фрида в начале: “Успех — это лучшая месть!”.
“Подай знак” доносит банальные истины — не иди в дом к первому встречному, не пей с незнакомцами, не ешь еду неизвестно как приготовленную, и думай, чем будешь платить за угощение. Особенно, если тебя приглашают в свой круг люди, стоящие на социальной лестнице намного выше, задай себе вопрос, а зачем ты им нужен?