Кинокартина была снята режиссером Ишаной Шьямалан по мотивам одноименного романа А. Шайна. Основные действия происходят в дремучем лесу на просторах Западной Ирландии. Главные герои попадают в темный бункер, за которыми по ночам наблюдают смотрители. Для того чтобы остаться в сохранности, требуется следовать правилам. Фильм выполнен в стиле хоррор, с элементами легкой меланхолии.
Главной героиней выступает американка Мина, которую играет обворожительная Дакота Фэннинг. Не менее колоритный персонаж – Мэделин, которая знает много чего о смотрителях и жизни в лесу. В бункере зритель знакомится с Кирой (Джорджина Кэмпбелл) и юным Дэнилем (Оливер Финнеган).
Сюжет фильма «Смотрители»
События разворачиваются в небольшом городке в Ирландии. Мина – задумчивая работник зоомагазина. Сама девушка ведет себя несколько странно: курит на рабочем месте, в клубе надевает на себя парик, но даже при этом один из отдыхающих уличил ее в том, что она не выглядит как местная, а похожа на американку.
Однажды ее коллега просит отвезти попугая с клеткой в Белфаст. Девушка отправляется в дорогу по густым лесам Ирландии. В ее голове прокручиваются эпизоды из ее прошлой жизни. Она представляет, что разговаривает со своей сестрой, рассказывая свои переживания о смерти матери, которая произошла 15 лет назад. Остановившись на заправке, она замечает множество объявлений с пропавшими людьми. Взяв волю в кулак, она бесстрашно отправляется по трассе вглубь лесных массивов. Зритель может наблюдать хмурую картину черных деревьев, окутанных туманом.
Внезапно автомобиль Мины глохнет. Она выходит с клеткой попугая и идет по встречной дороге, где моментально оказывается в глубине непроходимого лесного массива. На пути ей встречается седовласая женщина, которая отводит в дом с большими стеклянными окнами. Она знакомится с Кирой и Дэниелом, а также с правилами, которых нужно придерживаться: не гулять в лесу после сумерек, держать двери закрытыми, а также не стоять спиной к окнам, чтобы смотрители видели, чем занимаются люди.
По ходу развития сюжета, можно увидеть, как Дэниел и Мина пререкаются с Мэделин. Однажды ночью в дверь постучал муж Киры, который считался без вести пропавшим. Кира хотела ему открыть, но Мэделин сказала, что это смотрители пытаются манипулировать и давить на жалость. В телевизоре они увидели тело, а затем лицо мужа, которого звали Джон. Кира спросила у него о ее любой книге, Джон подтвердить не смог и только просил открыть. Сомнения на счет его подлинности подтвердись.
Смотрители всячески пытаются вломиться в помещение, они бьются об стекла, оставляя там трещины. Команда героев старается подпереть дверь столом, но на его месте обнаруживают тайный ход, который ведет в бункер. Оказавшись там внутри, Мина видит компьютер. Зайдя в папки с файлами, она смотрит видеообращение профессора, который рассказывает, как тоже прятался от наблюдателей, оборудовал бункер для сокрытия. Но среди них он заметил рыжеволосую девочку, которая отличалась от них и была похожа на человека.
На последнем видео профессор рассказывает, что он провел здесь 300 дней, в полукровке он видел отображение себя, от которого ему противно. Он собирается убить ее, а затем себя. В добавок он рассказывает, что на окраине леса оставил лодку, которая ему больше не понадобится.
Главные герои на следующий день отправляются в дорогу, с попыткой сбежать из леса. Мина открывает клетку, попугай Дарвин показывает им путь. Преодолевши трудные препятствия, им удается найти лодку. Перебравшись на другой берег, водитель автобуса подбрасывает их домой.
Символизм и метафоры
На протяжении всего фильма проскакивают необычные метафоры. Зритель может увидеть, как обыгрывается одиночество с дремучим лесом, показывая, на сколько душа человека загадочна и пуста внутри. Также лес модно сравнить и со страхами. Ведь не зря в середине сюжетных действий Мина обнаружила маленькую себя с сестрой, пробегающей вдалеке, исчезающей за густыми кронами деревьев. Автор этим самым сравнивает тяжёлые человеческие состояния, все, что храниться в его подсознании с глубиной лесного массива.
Попугай — символ заточения в неволе, в которой оказываются главные герои. Освободив попугая, он находит выход из темных дебрей.
Телевизор с примитивными реалити-шоу — символ человеческой жизни, за которой наблюдают миллионы. Эта метафора обыгрывает подражание и утрату самого себя. Также много раз можно увидеть интерпретацию двойственности: две сестры-близняшки, клетка птицы и дом в лесу, феи и люди, реалити-шоу и наблюдение за жизнью смотрителями, одиночество и глухой лес.
Объяснение концовки фильма «Смотрители»
После возвращения в город Голуэй, у Мины всплывает чувство вины, из-за которой погибла ее мать. Она пытается разузнать больше информации о феях-полукровках. Ворвавшись в кабинет профессора, девушка отыскивает ценную информацию. Как оказывается, полукровки еще не были бескрылыми чудовищами, раньше они дружили с людьми, но затем были изгнаны в леса. На фотографиях она видит Мэделин, которая умерла. А полукровка приняла образ Мэделин и жила дальше.
Мина собирается рассказать об этом Кире, придя к ней домой. В доме Киры появляется Мэделин и пытается их убить. Она перевоплощается в лицах Дэниела, профессора, Киры, а затем и в лице самой Мины, угрожая тем, что она заберет ее тело и будет в нем жить. Мина пытается достучаться до ее сердца, заставив поверить, что она полукровка. Что у нее тоже есть человеческая доброта, что она не боится дневного света, однажды она сможет найти себе такого же полукровку и не будет одинокой. Мэделин не может выдержать от напора искренности Мины и исчезает. Кира приходит в себя, девушки в слезах обнимают друг друга.
В финальной сцене Мина сидит напротив своей сестры Люси и рассказывает о Мэделин. Сестра успокаивает ее и говорит, что она в безопасности, Мина благодарит ее, что она рядом. Двое детей близняшек показывают главной героине рисунок с ней и попугаем Дарвином, который, в свою очередь, подлетаем к подоконнику, из которого видно маленькую рыжеволосую девочку, вероятно, Мэделин.
В чем смысл фильма «Смотрители»
Многие критики неоднозначно оценили данный хоррор. По мнению экспертов, целостность сюжетной линии получилась скомканной, а концовка не дает однозначного ответа. Этим самым автор заставляет зрителя самостоятельно придумывать смысловую нагрузку. Так как остается много вопросов по поводу нераскрытия образов сказочных персонажей, почему Мэделин так и осталась полукровкой, бродячей в образе рыжеволосой девочки.
Тем не менее, если вникнуть в аналогии, то можно провести хоть какую-то параллель, объясняющую все увиденное. В мифических образах персонажей можно рассмотреть души людей, которые не могут принять себя такими, какими они есть. Эти души обозленные, пытаются подражать каким-то человеческим идеалам. По ходу фильма главная героиня Мина тоже не может найти себя, живя в одиночестве и своих темных мыслях. Мэделин – это некая темная сторона Мины, которая не может принять себя, что она полукровка и жить нормальной жизнью.
Финальный диалог Мины с Мэделин наполнен пониманием, сопереживанием. Она обращается к ее природе – что, она наполовину человек, где ей свойственны не только зависть и ненависть, но и любовь и прощение. Она делится своим ощущением с Мэделин, что чувствует себя наполовину злом.
И что она достойна найти себе подобного, и никогда не знать одиночества. То, что у Мэделин после этого диалога появились крылья и она улетела – это аналогия окрыленности человеческой души, которая приобретает надежду для новой жизни.
В целом, картинка фильма приятная для глаз, она вызывает напряжение и завлекает своей таинственностью зрителя. Возможно, при просмотре и не нужно искать какой-то смысл, а достаточно просто погрузиться в загадочный мир фэнтези и мистерии.