Свет софитов, толпы поклонников, всеобщее признание, звездные роли и огромные гонорары — все это атрибуты шикарной жизни голливудской звезды Элизабет Спаркл. Она все еще купается в лучах славы, но их свет стремительно угасает. Причина банальна — возраст, который не щадит даже зацикленную на своей внешности героиню.
В свой 50-й день рождения женщина узнает нечто ужасное. Продюсер намерен забрать у нее последний «оплот признания» — собственное шоу на ТВ, в котором она ведет фитнес-тренинги. Более того, в программу хотят пригласить кого-то помоложе. Для Элизабет этот удар оказывается почти фатальным. Ей кажется, что мир рухнул, и теперь впереди маячит только мрачная старость.
Выход из тупиковой ситуации Лиз находит в виде экспериментального препарата «Субстанция». Разработчики вакцины обещают в прямом смысле потрясающий результат. Героиня решает рискнуть. Но вскоре осознает, что этим необдуманным поступком буквально разрушила собственную жизнь… которая была не такой уж и плохой.
Основные темы картины
Ключевая тема фильма — неприятие себя. Актриса привыкла жить в мире, придуманном сценаристами. Он кажется таким привычным, уютным и безопасным. Нужно играть роли, какие скажут. Некогда строить личную жизнь и воспитывать детей. Когда приходит осознание того, что слава и вместе с ней успех остались позади, в сознании Элизабет происходит надлом.
Также создатели обыграли вечное стремление современных представительниц слабого пола оставаться красивыми. Из последних сил они цепляются за остатки того, чем наделила природа. Несмотря ни на что, порой ценой собственного здоровья. В кино и других сферах красота является неким пропуском в шикарную жизнь. С ней открыты все двери, без нее — женщина оказывается на обочине истории.
Еще одна тема — ценность личности и ее преобладание над внешними данными. В картине наглядно показано, что неправильно оценивать людей, как глянцевые обложки. В первую очередь следует рассматривать их личностные характеристики. Поскольку красота — вещь непостоянная, она быстро проходит.
Внутренние конфликты
Сюжет построен на конфликте двух проявлений одного человека. Здесь четко прослеживается соперничество между реальным человеком и его идеальной интерпретацией. Оно проявляется в отторжении любого несовершенства. Это морщины, неидеальные пропорции тела, отсутствие прежней гибкости и т.д. Элизабет завидует Сью, которая выглядит идеальной во всех отношениях.
Из первого конфликта проистекает второй — это желание доминировать. Если вначале женщина и девушка умудряются сосуществовать, то вскоре между ними возникает неприкрытая ненависть. Каждая намерена взять под контроль тело и действовать в своих интересах.
Не менее значимым видится внутренний конфликт Элизабет. В стремлении любой ценой отмотать годы назад она теряет связь с реальностью. Одна ее часть готова пожертвовать всем ради признания окружающими. Другая начинает понимать, что Голливуд — всего лишь часть шоу-бизнеса, в которой актеры призваны работать на потеху публике.
Нельзя не сказать про поглощение и уничтожение. Сью не просто наслаждается жизнью, а забирает ее у Элизабет. Молодая девушка не понимает, что у них со взрослой женщиной единое тело. Одна поддерживает красоту в ущерб другой и готова буквально высосать ее жизненные соки до последней капли.
Важность перечисленных конфликтов сводится к тому, что они транслируют проблемы обычных женщин. Как и главная героиня, они поддаются влиянию шоу-бизнеса, им навязывают стандарты красоты, им приходится страдать из-за увядающей внешности и ненавидеть самих себя за невозможность назваться совершенством.
Использованные метафоры и символизм произведения
Кажется, что авторы ведут со зрителем незримый диалог. Они повсеместно дают знаки, указывающие на истинный смысл происходящего. Например, в самом дебюте в деталях демонстрируется процесс отделения желтка от белка. Казалось бы, пустяк, не стоящий внимания. Но этот эпизод задает тон произведению, показывая будущий раскол личности. То, что воспринималось единым целым, разбивается на две субстанции.
Еще одна метафора связана с бьюти-боксом, так часто мелькающим на экране. Показывая этот флакон с «волшебным зельем», создатели буквально кричат об опасности сомнительных процедур по трансформации внешности. За красивыми рекламными слоганами таких препаратов зачастую кроются ужасающие побочные эффекты. Никто не способен предугадать результат, который даст та или иная процедура. Но люди идут на риск ради всеобщего одобрения и желания соответствовать существующим стандартам.
Сцена поедания креветок — это даже не метафора, а настоящий манифест. В нем фигура продюсера олицетворяет шоу-бизнес, готовый бесконечно пожирать таланты. Он вытягивает из каждого соки и силы, а потом выбрасывает в мусор. Причем процесс «потребления людей» нередко выглядит очень мерзко, сопряжет с разного рода грязью.
Вообще тема еды эксплуатируется авторами очень живо. Если Элизабет ест вредную пищу, то Сью питается «по науке». Это еще одна граница между глянцевым и реальным мирами. В первом каждая лишняя калория приравнивается к страшному проступку, во втором — жирная курица является частью обычных будней.
В конце, когда Элизабет начинает бесконтрольно вкушать калорийные блюда, демонстрируется ее бессилие и отчаяние. Она уже не может жить, как прежде, поэтому готовая фигурально покончить с собой. Каждым новым куском женщина наказывает себя за неспособность оставаться молодой и красивой.
Звезда на «аллее славы» — один из ключевых символов фильма. Не зря ему посвящен внушительный хронометраж. Звезда показывает, насколько все относительно. В моменте, когда актриса блистает на экране, этот вмурованный в тротуар знак практически обожествляется. Но проходят годы, его перестают замечать. Как и бывшую звезду киноэкрана. Теперь этот об этом знаке помнит только сама Элизабет, но ей уже все равно.
В чем смысл фильма?
Картину можно назвать жестким выпадом в сторону современного общества, в котором женщины страдают от дискриминации. Социум не намерен делать скидки, он не приемлет полумер. В тот момент, когда женщина переступает условный возрастной порог и становится «старой», ее мгновенно отвергают. Попытки продлить молодость не способны вернуть благосклонность окружающих. Для них некогда идеальная актриса «выходит в тираж». А иногда желание выглядеть хорошо провоцирует агрессию. Таким образом женщинам указывают на их место.
Также создатели фильма показывают существующие в мире двойные стандарты. Они связаны с насаждением ложных идеалов. Женщины сначала идут на поводу у окружающих, желающих видеть их только красивыми и успешными. Для этого дамы прибегают к различным процедурам, зачастую уродуют себя или теряют здоровье. Но даже если у них получается выглядеть хорошо, то при наступлении малейших возрастных изменениях те же самые люди начинают относиться к своим экс-кумирам с нескрываемым презрением.
Кроме этого киноработа выступает с критикой в сторону глобальной индустрии развлечений. «Шоубиз» как бесконечный конвейер, перемалывает женщин и оставляет их наедине с осознанием ушедших лет, брезгливостью общества и прочими неприятными вещами. В этой сфере идет настоящая пропаганда определенных стандартов и рамок. И не дай бог кто-то посмеет выйти за их рамки. Он сразу будет осмеян, оплеван и изгнан прочь.
Финал картины: что хотели сказать создатели?
Финальной сценой режиссер еще раз указывает на невозможность обратить вспять время и биологические процессы. Любые попытки обмануть природу могут привести к страшным трансформациям, а еще они способны разрушить личность изнутри. Что иногда намного страшней.
Когда от Элизабет остается только лицо, она испытывает настоящее счастье. Впервые за долгое время ей уже не нужно думать, как выглядит ее тело и одобрят ли его параметры «потребители» по ту сторону экрана. Теперь не нужно гнаться за навязанными стандартами и отказывать себе в маленьких слабостях.