В 2022 в году в широкий прокат вышла картина «Треугольник печали», режиссёром которой выступил Шведский режиссёр Роберт Эстлунд, удостоенный двух наград за свои предыдущие проекты. Третья награда — Золотая пальмовая ветвь досталось именно за «Треугольник печали». Весьма загадочный и интригующий фильм в жанрах комедия и драма.
Любителю кино сразу же бросится в глаза потрясающий актёрский состав картины, задающий своей игрой вектор восприятия гротескных персонажей. Яркий и харизматичный Вуди Харрельсон в роли капитана яхты, талантливый молодой британский актёр Харрис Дикинсон, дебютантка большого кино красотка Шарлби Дин и роскошный хорват Златко Бурич. Такой внушительный актёрский состав неспомненно привлекает внимание зрителей.
Учитывая то, что фильм изначально позиционировался как авторское произведение фестивального масштаба, релиз картины можно назвать весьма неплохим. В мировом прокате кино собрало более шестнадцати миллионов долларов. Критики на каннском фестивале остались в восторге от фильма, заявив о достойной сатирической составляющей, которая бьёт в самые болезненные участки современного общества. Так что же такого происходит в самом фильме, что вызывает весьма бурные дискуссии?
По сюжет пара моделей Карл и Яя отправляются в роскошный круиз на яхте в компании богатых пассажиров, где можно встретить и русского бизнесмена, и британских производителей оружия, и гения IT. Капитан судна — марксист, находящийся в перманентном запое. Пока всё идёт своим чередом: гости отдыхают, персонал трудится, жена русского бизнесмена чудит. Однако пиршество и праздность сменяются неожиданным событием, которое заставляет героев переосмыслить свою значимость и место в жизни.
- Смысл фильма «Треугольник печали»
- Анализ основных тем фильма «Треугольник печали»
- 1. Социальное неравенство и классовые различия
- 2. Капитализм и власть денег
- 3. Феминизм и гендерные роли
- 4. Эгоизм и человеческая природа
- 5. Абсурдность и иррациональность элиты
- 6. Красота и её общественное восприятие
- 7. Человеческие слабости и уязвимость
- Объяснение концовки фильма «Треугольник печали»
Смысл фильма «Треугольник печали»
Очевидно, что качественные современные драма, комедия, сатира не могут обойтись без поднятия множества насущных проблем общества. Проблемы мирового масштаба выявляют с помощью драматических конфликтов персонажей, а условия, при которых они случаются подчёркивает разнообразие форм мерзости и разврата, присущего всем слоям общества.
В «Треугольнике печали» берутся за основу нескольких лейт-мотивов, попутно разбавляемых сею-минутным юмором, не лишённым смысла. Давайте разберём в чем же смысл поступков героев и всей картины в целом.
Для начала обратим внимание на очевидное высмеивание транснациональных корпораций. Репортёр модного журнала берёт интервью у молодых парней моделей, проходящих пробы в новое агентство и попутно шутя, представляя как бы выглядели фотосеты для разных брендов одежды. Одни и те же модели корчат различные гримасы, то серьёзные, то весёлые. Смысл данной можно описать как «каждому своё». Нравится покупателю серьёзная «Балленсиага» мы сделаем статусный вид, но сразу же при надобности поменяемся на семейную жизнерадостность у HandM. Очевидное подсвечивание лицемерия компаний ради собственной выгоды.
Далее режиссёр уже в первой части фильма сталкивает двух главных героев, пару, работающую в модельном бизнесе. Прогрессивный Карл, зарабатывающий меньше своей девушки Яи, когда приходит очередь платить за счёт в ресторане, замечает, что Яя сваливает на него весь груз оплаты и возмущается неравенству, а как же феминизм?! – как бы мысленно вопрошает он. Однако на деле разгадка становится проста как никогда, Яя просто не придаёт большого значения стереотипам, а Карл раздувает из мухи слона. Смысловое наполнение этих сцен нам чётко даёт понять один из главных стержней фильма – высмеивание современных гендерных стереотипов.
Роскошная яхта во второй части ожидаемо вызывает восхищение и предлагает зрителю проследовать дальше в удивительный мир наслаждений, доступных элите общества. Пожалуй, самая сильная часть картины. Антураж богатства, беззаботности. Иерархия персонала по расе и национальности. Наиболее выигрышно на данном этапе путешествия смотрятся гротескные возрастные персонажи. Невероятный ансамбль русского олигарха со своими жёнами, пожилых Европейских пар, суетливого персонала – олицетворяющего современный рабочий класс, занятый в сфере услуг и конечно же, капитан элитного судна – беспросветно пьянствующий марксист в исполнении Вуди Харрельсона.
Жажда эмоций, развлечения, новых ощущений, преследующая главных героев – вот, что побуждает их на столь опрометчивые, но, признайтесь весёлые поступки на борту. Капитан – коммунист олицетворяет собой невыполнимые обещания. Он не может управлять судном и еле держится на ногах во время капитанского ужина. Аллюзия на невозможность коммунизма как такового. Персонал судна – услужливые, хитрые, но трудящиеся люди.
Русский олигарх из девяностых – воплощение вседозволенности, богатства и власти. В один момент он даже изъявляет желание купить яхту и у него есть деньги на это. Безусловно на данном этапе фильма режиссёр чётко обозначает действительно актуальную проблему Европейского общества – невероятный переизбыток богатства, накопленный за столетия, давит тяжким грузом и совершенно не способствует дальнейшему развитию, напротив приводя к медленной стагнации. Тогда как представители рабочего класса, например люди азиатского происхождения представляют собой рвущееся вперёд поколение, за знаниями, процветанием, за место на вершине пищевой цепи.
Смысл прозрачен – Европа теряет своё былое могущество, ленивое общество не способно противостоять новым опасностям. Всё как в реальном мире. Только убежать от реальности не получается, так как начинается третья и заключительная часть истории героев, которая меняет представления их месте в жизни.
Третья сторона треугольника откроется перед нами уже после кораблекрушения, когда лишь немногие спасшиеся счастливчики окажутся на необитаемом острове. И здесь, среди дикой природы, не будут важны ни деньги, ни баснословно дорогие драгоценности, а ‘капитаном острова’ окажется простая уборщица туалетов (Долли де Леон), сумевшая установить на крохотном клочке земли довольно жестокий, хоть и справедливый матриархат — просто потому, что она и рыбу ловить умеет, и костер разжигать.
Основным посылом фильма является отказ от реальности как осознанный выбор. в первую очередь, это воплощение триумвирата современных составляющих успеха: денег, власти и… чего же?.. Оторванности от реальности как следствия первых двух факторов или, напротив, готовности выбрать этот фактор, чтобы добиться оставшихся. На данное размышление наталкивает выбор места действия второй части картины, а именно яхты, плывущей неизвестно куда в открытом море.
Анализ основных тем фильма «Треугольник печали»
Фильм «Треугольник печали» режиссёра Рубена Эстлунда, вышедший в 2022 году, представляет собой сатирическую комедийную драму, исследующую социальные иерархии, капитализм и человеческую природу. Основные темы фильма можно выделить следующим образом:
1. Социальное неравенство и классовые различия
Фильм фокусируется на контрасте между богатыми пассажирами роскошной яхты и обслуживающим персоналом. Он ярко демонстрирует, как деньги и статус формируют отношения между людьми. Важная сцена, когда пассажиры вынуждены зависеть от работников, показывает, как может перевернуться социальная иерархия в экстремальных ситуациях.
2. Капитализм и власть денег
Фильм критикует капиталистическую систему и зависимость общества от денег. Богатые пассажиры олицетворяют разные аспекты капитализма — от нефтяного магната до производителей оружия. Эстлунд демонстрирует абсурдность того, как деньги и власть управляют поведением людей и контролируют их восприятие мира.
3. Феминизм и гендерные роли
Тема гендера проявляется через отношения главных героев Карла и Яи, где традиционные представления о мужских и женских ролях ставятся под сомнение. Карл, несмотря на свою привлекательность, чувствует себя уязвимым и зависимым от Яи, которая является более успешной и сильной в их отношениях.
4. Эгоизм и человеческая природа
В экстремальных условиях фильм исследует, как люди проявляют свой эгоизм и стремление выжить. Когда пассажиры яхты оказываются на необитаемом острове, социальные нормы разрушаются, и каждый начинает бороться за выживание. Абигейл, работник яхты, внезапно обретает власть над остальными благодаря своим навыкам выживания, демонстрируя, как быстро меняются правила в условиях кризиса.
5. Абсурдность и иррациональность элиты
Эстлунд демонстрирует абсурдные стороны жизни богатых и знаменитых через сатирические сцены, такие как «ужин», когда пассажиры страдают от морской болезни, или дебаты между капитаном-американцем и пассажиром-коммунистом. Эти моменты подчеркивают, как оторванность элиты от реальных проблем приводит к иррациональному поведению и потере связи с реальностью.
6. Красота и её общественное восприятие
Название фильма, «Треугольник печали», отсылает к морщине на лице модели Карла, которая вызывает беспокойство о его внешности и карьере. Эстлунд рассматривает, как общество оценивает людей по внешности и как это влияет на самооценку и социальные взаимодействия.
7. Человеческие слабости и уязвимость
Фильм подчеркивает, что независимо от социального статуса и богатства, люди остаются уязвимыми перед природой, жизненными обстоятельствами и собственными слабостями. Персонажи, которые казались сильными и независимыми, сталкиваются с ситуациями, где их богатство и влияние ничего не значат.
Таким образом, «Треугольник печали» — это остроумная сатира, разоблачающая современное общество, его социальные и экономические структуры, предлагая зрителю поразмышлять о природе власти, зависимости и истинных ценностях жизни.
Объяснение концовки фильма «Треугольник печали»
В финале Яя отправляется в поход, чтобы исследовать остров, но Эбигейл настаивает на том, чтобы отправиться за ней. Яя обнаруживает, что они все время были на острове с курортом. Забавный посыл сменяется тревогой. Эбигейл убеждает ее немного подождать, при этом она берет камень, держа его над головой Яи.
Повернувшись спиной к Эбигейл, Яя говорит ей, что хочет нанять ее в качестве помощницы, когда вернется домой. Эбигейл выглядит сомневающейся, когда кадр переходит к Карлу, который быстро бежит по острову, сохраняя судьбу Яи в тайне. Умерла ли героиня? Этот вопрос остается незакрытым. Но не для нас.
На пресс-конференции в Каннах актерский состав дал четкий ответ: «…она умирает. Конечно, Эбигейл убивает ее. Конечно. Абсолютно… И она убивает Яю точно так же, как Ярмо убил осла. Именно так. Бап, бап!».
Что будет дальше? Подчинит ли себе Эбигейл выживших или нет, непонятно. Также как непонятно мировое будущее. Удержит ли власть олигархат или же миллиарды людей по всему миру установят новый мировой порядок. Этим открытым вопросом режиссёр элегантно завершает картину.