23 декабря 2022 года по всему миру вышла премьера нашумевшего фильма «Вавилон», который тут же взорвал интернет своим экстравагантным сюжетом и динамикой. Создателем стал оскароносный режиссёр и сценарист Дэмьен Шазелл (шоураннер фильмов «Одержимость» (2014), «Ла-Ла-Лэнд» (2016), «Человек на луне» (2018)), тот самый юный лауреат Оскара в категории «Лучшая режиссура». Сам фильм стал победителем многих всемирных наград, таких как «Лучшая операторская работа», «Лучшая музыка к фильму», «Лучшее художественное оформление и дизайн декораций» и много других. Уже в трейлере было заметно, насколько безумным и сумасшедшим будет фильм.
О том, что режиссёр Шазелл собирается снимать драму о «золотой эре», стало известно ещё в 2019 году. Съёмки должны были начаться в середине 2020 года, но из-за пандемии её перенесли на год. Спустя время роли утвердились, и изначально женского персонажа, актрису немого кино 20-х годов прошлого века Клару Гордон Боу, должна была сыграть Эмма Стоун, однако она отказалась из-за слишком плотного актёрского графика. В результате главная женская роль досталась известной Марго Робби, которая снималась в популярных мировых фильмах «Волк с Уолл-стрит» и «Отряд самоубийц».
К актёрскому составу также присоединились Брэд Питт, который сыграл актёра немного кино Джека Конрада (ходят слухи, что у этого героя есть исторический прототип — Джон Гилберт, так называемый «Великий Любовник», самый известный и высокооплачиваемый актёр немного кино прошлого века), Оливия Уайльд, которая до этого снималась в фильме «Доктор Хаус», Тоби Магуайр (Чарли Чаплин), Самара Уивинг и другие. Отдельного внимания в списке актёров заслуживает Ли Цзюнь Ли, которая вошла в историю как первая китайская актриса, покорившая Голливуд. Она сыграла Анну Мэй Вонг.
Сам Шазелл говорил, что в «Вавилоне» содержится самое большое количество ролей, которые он только встречал; кастинг длился очень долго. Он вынашивал идею фильма в голове около 15 лет, но решился реализовать её относительно недавно.
На съёмочной площадке Дэмьен Шазелл давал много свободы главным актёрам, Марго Робби и Брэду Питту, так как их герои играли ключевую роль в фильме. Режиссёр отметил выступление звёзд как самое личное в их карьере.
О чём фильм «Вавилон»
Как и упоминалось выше, события в фильме описывают времена «золотой эры» в Голливуде (1920/30-е годы), когда происходят коренные изменения в сфере киноиндустрии. У людей появилась возможность создавать звуковые фильмы. Стоил ли говорить о том, что от этого страдают мировые звёзды немого кино? Они пытаются подстроиться под эти обстоятельства, найти своё место в новом мире и не исчезнуть окончательно из памяти обычных людей.
«Вавилон» начинается с событий на грандиозной фрик-вечеринке где-то в Лос-Анджелесе. Обилие декораций, яркости и динамики уже поражают зрителей. Именно на этой самой вечеринке встретятся три главных героя: будущий успешный продюсер Мэнни Торес (Диего Кальва), мнящая себя звездой немого кино Нелли Ларой (Марго Робби) и популярный голливудский актёр Джек Конрад (Брэд Питт). Не зря эти герои пересекаются: их объединяет что-то общее, то, что есть не у многих. Амбициозность, азарт, маниакальная тяга к искусству и общественному признанию. Нелли и Манни представляются зрителям как амбициозные люди кинематографа, у которых всё, казалось бы, впереди, а Конрад — как король, изо всех сил пытающийся удержать трон в своих руках. Эти герои постоянно оказываются в одном месте и в то же время, будто сама судьба пытается подсказать им что-то.
В сценах фильма всё взаимосвязано. Если покопаться поглубже, то можно найти отсылки к историческим событиям, связанных с реальными актёрами. Шазелл виртуозно сплетает их с голливудскими легендами и мифами, которые реально существовали в то время. В «Вавилоне» нет ни одной случайной отсылки, ни одного ничего не означающего названия и ни одного не укорененного в истории анекдота. На протяжение всего фильма герои — и главные, и второстепенные — напоминают сумасшедших пьяниц, открывающих свою душу всему миру. Весь фильм — это сплошные вечеринки, и на первый взгляд они могут показаться интересными, но на деле это лишь унылые собрания людей мира богатства и роскоши, которые тонут в похоти и разврате. Монотонные во всей своей энергичности, однообразные ритмически сцены следуют одна за другой и не складываются ни во что, кроме коллекции как бы скандальных голливудских анекдотов.
От начала и до конца нам показывают психологию каждого отдельного персонажа, который имеет хоть какую-то ценность. Взять, например, чернокожего трубача Сидни Палмера. Он играет в оркестре на голливудских вечеринках и на съёмочных площадках, а с приходом звукового кино становится звездой краткометражек. За короткое экранное время его жизнь показали в таких деталях, что лишних вопросов ни у кого не осталось.
Пожалуй, то, на что в первую очередь стоит обратить внимание перед просмотром фильма — прототипы героев. Выше уже упоминалось о парочке из них. Прототипа Джека Конрада зовут Джон Гилберт. Он тоже был звездой Голливуда 1920-х, имел проблемы с алкоголем и женщинами. И тоже в один момент числился как самая высокооплачиваемая звезда MGM, но с приходом звука не смог сохранить этот статус. Различие между ними, конечно, есть — в фильме «Гилберт» умер от пули в висок, а в реальной жизни — от алкоголизма. У героини Марго Робби несколько прототипов, но больше всего сходств отмечают с Кларой Боу, «первым секс-символом Америки». Она сыграла несколько известных ролей в фильмах, в том числе в «Крылья». Образ плохой девочки быстро ушёл из моды, как и сама Клара Боу. Несколько других прототипов Нелли Ларой страдали наркотической зависимости и от неё же умерли. Мэнни Торес вдохновлён Рене Кардоной, а яркую Леди Фей в реальности звали Анна Мэй Вонг, которая столкнулась с системным расизмом и была вынуждена вернуться на родину, где и там от неё отвернулись.
Конечно, не все герои фильма имеют столь печальную судьбу. Главный герой Мэнни Торес смог пройти тест «на прочность». Он, хоть и сталкивается с множеством проблем на протяжение всего фильма, находит в себе силы вскарабкаться наверх и остаться в киноиндустрии с небольшим именем.
В чём смысл фильма «Вавилон»
Революция в индустрии кино обернулась трагедией всей жизни отдельно взятого актера, который не смог принять новые правила игры. Весь фильм зрители наблюдали за борьбой между звёздами и миром кино (которое выступает как отдельная развивающаяся личность), которое беспощадно менялось и испытывало характер каждого. Кто-то вышел победителем из этой «войны», а кто-то остался собирать осколки своей израненной души на самом дне этого мира.
Мир кино — это не беззаботная жизнь в богатстве и вечном путешествии. Это — яркая обложка, за которой скрывается борьба за выживание. Этого Шазелл и добивался — он любит кинематограф, влюблён в него, но не может закрывать глаза на то, через что приходится проходить каждому, чтобы взобраться на вершину.
Заключение фильма «Вавилон»
«Вавилон» — это фильм, который превозносит искусство над жизнью, превращая его в единственную и, возможно, самую достойную цель человеческого существования. Обычному зрителю фильм может показаться скучным, и это совершенно ожидаемая реакция. Нелогичное повествование, отсутствие экспозиции и предысторий дали своё. Справедливо будет отметить, что многие критики высоко оценили декорации к фильму и весь масштаб работы для экранизации.