Кинокартина «Затерянные» российского режиссера Романа Каримова представлена как мистический триллер. Если всмотреться в сам фильм, то можно сказать, что здесь присутствует, скорее, смесь жанров от психологического триллера до драмы абсурда. Очень интересный и мощный сюжет, где несколько обеспеченных героев, работающих в крупной фирме, попадают в странный провинциальный городок, куда их направляет начальник для встречи с китайскими коллегами.
Здесь они должны подписать сделку с китайцами, которая очень важна для директора и них самих. Коллеги еще не подозревают, что вместо успешного возвращения домой им предстоит жуткое путешествие в самом настоящем чистилище, из которого с каждой минутой становится все труднее выбраться.
Анализ основных тем
Центральной темой фильма является лишение героев привычной реальности и их попадание в неизвестность. Сразу же возникает вопрос – могут ли они справиться с ней или нет. Главные герои – Андрей, Сергей, Аброскин и Валерий надеются, что все пройдет успешно, и они вернутся домой к любимым семьям, получат повышение и все будет хорошо. Однако, они попадают в странный провинциальный городок, где нет банкоматов, практически нигде не принимают наличные и нет прежнего жизненного уровня комфорта, к которым привыкли герои. Никто из них даже не подозревал, что все их рабочее путешествие окажется, своего рода, проверкой на прочность.
Вся кинолента Каримова, как и многие другие работы режиссера, пропитана необыкновенной атмосферой, символичными деталями и даже цветами жизни городка, которые создают обстановку максимального напряжения. Очень символичен был диалог Андрея с женой о странном сне, приснившемся ему накануне командировки. Ведь на тот момент он даже не подозревал, что этот сон может оказаться явью. Чем больше герои пытаются выбраться из этого городка, тем больше у них не получается сделать это. Им кажется, что они попали в ловушку и неизвестность, которая ждет их впереди – достаточно сильно пугает. Попадание в новую суровую реальность (если мирок этого зловещего городка вообще можно назвать реальностью) должно привести всех четверых героев к внутренним трансформациям и перемене жизненных ценностей.
Еще одной из основных тем является то, что наша жизнь – не погоня за амбициями, постоянной конкуренцией и деньгами. Богатые люди привыкли жить в той среде, где власть и деньги могут все, но они не везде и всегда всесильны и продолжают работать. Именно через эти моменты и психологическое взаимодействие всех героев раскрываются основные темы и главные мысли. Происходит не только конфликт богатства и его возможного лишения, выхода на более низкий уровень, но и конфликт неправильной жизни, которая может привести к быстрой смерти и другим страшным проблемам.
Символизм и метафоры
На мой взгляд, важным самостоятельным символом или основных персонажей является странный провинциальный городок, где оказываются герои, ведь основные события разворачивается именно здесь. Внутреннее и внешнее состояние героев, а также самой картины отражено в его цветах, зданиях, мрачных и пустых улиц и вообще, присутствия хоть какой-нибудь цивилизации.
Герои оказываются в абсурдной ситуаций полнейшей безысходности, буквально лишившись того, что у них было еще недавно – близких людей и элементарно — наличных. Казалось бы – ну лишились и лишились, с кем не бывает? Но именно в этом и скрыт основной смысл лишения в жизни, особенно если богатые люди не очень к нему привыкли. Темные и холодные цвета подчеркивают атмосферу опасности, которая постоянно подстерегает героев. Каждый из них выполняет свою функцию и несет внутреннюю философию и как ни странно, является противоположностью друг друга. Так, например, Валера абсолютно противопоставлен Сергею и Андрею своей неуверенностью в себе и желанием найти свою любовь, где у него постоянно случались неудачи. Такой образ неприспособленного к жизни молодого человека с неопределенным будущим.
Операторская работа также хорошо передает настроение картины, накалы страстей и намеренно замедляет кадры, чтобы зрители смогли увидеть в них как можно больше смысла. Важную роль в общей структуре фильма играет музыкальное оформление. Музыка только добавляет красок и передает эмоциональное состояние героев, а также дискомфорт, испытываемый ими на протяжении всего времени пребывания в этом городке. Символично было то, что они не могли сделать здесь буквально ничего – снять деньги в банкомате или даже зарядить сотовый телефон. Роман Каримов создал потрясающую смысловую киноленту, заставляющая переваривать сюжет и обдумывать его на протяжении долгого времени. Сюжет получился очень глубоким, смысловым и психологическим, чтобы глядя на историю героев другие люди могли подумать о правильности ценностей собственной жизни и о том, что она достаточно короткая и хрупкая. Картина учит экзистенциальному смирению в русском стиле и таких работ, на сегодняшний день, мало.
Актеры справились со своей работой на отлично и не было замечено хотя бы какой-то доли посредственной игры. Каждый герой был по-своему ярким и олицетворял современного русского мужчину, желающего выбраться из серой и бедной жизни и стать успешным во всех своих делах. Не менее ярким, хоть и эпизодическим стал образ начальника, отправившего их в далекое и страшное путешествие, пообещав всем золотые горы и продвижение по карьерной лестнице. В этих эпизодах также чувствовалась некая доля иронии со стороны этого начальника в отношении подчиненных (метафора – начальник – раб) и безусловную власть, когда они не могут сказать в его адрес слова против. Фильм нельзя отнести к стандартным работам российского кинематографа и является своеобразным вызовом современному кино.
Смысл фильма Затерянные
Суть фильма состоит в том, что все четверо героев лишаются привычной реальности, не могут контролировать ход событий и попадают в мистический город, где с ними происходят странные вещи. Ближе к концу киноленты, они уже не уверены, что могут вообще выбраться из этого кошмара, и доходят до состояния истерики и сходят с ума. Местами даже кажется, что эта новая реальность вообще не является таковой или какими-то играми разума. Интерпретации и отзывы у киноленты совершенно разные. Кто-то выделял для себя больше положительных сторон, кто-то отзывался противоречиво или фильм пришелся по душе далеко не всем. Герои начинают приспосабливаться к неизвестным и непривычным условиям, странным жителям городка и пытаются найти хотя бы какие-то ответы на вопросы, возникающие внутри них. Это очень нестандартная постановка и множество смелых тем, которые реализовывает в сюжете Роман Каримов. После просмотра остались сильные впечатления, и захотелось думать много раз, а это значит, что режиссер своей цели.
Объяснение концовки фильма
Каждый из героев хотел бы не сломаться в текущей зловещей и мистической атмосфере городка, но не всем удается выжить. В финале все четверо попадают в автокатастрофу, которая оборачивается трагической гибелью Сергея, Валеры и Аброскина. Выжить удается только одному Андрею, и он, чудесным образом, попадает в больницу, после чего, сможет вернуться в Москву. Эта картина переламывает в героях все, что было у них внутри и теперь после гибели коллег Андрею придется жить совершенно другой жизнью и изменить свои внутренние ценности. Вряд ли в каком-нибудь продолжении он смог бы забыть весь тот кошмар, который им всем пришлось пережить во время несостоявшейся командировки. Лежа в больнице, он отчетливо видел, как его друзья прощались с ним и уходили на тот свет, но его не забрали с собой. Сергей погибает в другой момент – когда они с Андреем вместе пытаются выбраться в сторону вокзала на лодке через большое озеро. Все это говорит о том, что нужно ценить жизнь каждый день и благодарить ее за то, что она есть, поскольку завтра она может закончиться. А не ставить на первое место «повышения по работе», деньги и власть.