Horus – один из творческих псевдонимов артиста Алексея Спиридонова, известного также как «Луперкаль» и участник «Проекта Увечье».
Об исполнителе
Алексей родился в 1983-м году в городе Киев. Семья Спиридонова, когда мальчику было пять лет, переехала в Чебоксары (где живёт и по сей день).
Свои первые попытки делать хип-хоп Алексей предпринял в 90-е, когда, прослушав огромный пласт иностранного рэпа, захотел сделать что-то своё и создал формацию «Стимул».
Отчислен с первого курса педагогического института, после чего был призван в армию и отслужил 2 года во Владикавказе.
После дембеля Алексей решил переехать в Москву, где начал работать с разными известными хип-хоп исполнителями по созданию обложек к их альбомам. Благодаря этому у него появилось очень много полезных связей, которые сыграют на руку позже.
В конце нулевых Алексей вновь начинает писать рэп и берёт себе псевдоним «Луперкаль». Его праворадикальные тексты были наполнены чёрным цинизмом и сарказмом по отношению к тогдашнему российскому обществу. После знакомства с рэпером Shar0n создаётся «Проект Увечье», дебютный релиз которого был представлен в 2011-м году.
Спустя несколько лет, когда «Увечье» уже сформировало базу поклонников, Алексей решает полностью сменить концепцию своих текстов, и далее начинает работать под псевдонимом «Horus». Этот ход оказался успешным для артиста, а треки на экзистенциальные и глубинные темы привлекли не только новых фэнов, но и известных рэперов, с некоторыми из которых Хорус в дальнейшем запишет совместные треки (среди них Oxxxymiron, ATL и проч.).
О своей личной жизни Спиридонов предпочитает не распространяться. В интервью он говорит, что для слушателей это не должно быть важным, а все его мысли и переживания он излагает в своих текстах.
История создания
11 января этого года в интервью одному из популярных рэп-порталов, Хорус подробно рассказал о том, что именно сподвигло его на написание этого трека.
По словам рэпера всё началось в 2019-м году, когда в составе группы битмейкеров Acidhouze он отправился колесить в тур. В то время Алексей зачитывался серией романов Джеймса Кори (псевдоним, которым подписывали свои работы авторы Даниэль Абрахам и Тай Фрэнк) под общим названием «Экспансия». Сильное впечатление от этих работ закрепил просмотр экранизации книг в телесериале «Пространство», в котором сюжетные события разворачивались вокруг нарастающего конфликта между Марсом и Землей. Далее Хорус начал свой анализ этих произведений, результатом которых стала появляться логическая цепочка:
«…раз Марс как колония отсоединился от Земли, то был конфликт. А если была война, то была военная пропаганда.»
Почувствовав импульс для создания нового текста, Алексей решил взглянуть на эту ситуацию с совершенно другой стороны – глазами воинствующих марсиан. Также он вспомнил эталонный пропагандистский стих 1942-го года «Убей!» за авторством Ильи Эренбурга и использовал его в качестве образца для создания текста.
Как итог, Эренбург стал неким прототипом для такого же демагога в стане марсиан, который пишет для солдат воодушевляюще-популистские вирши.
В 2019-м эта идея не была закончена Хорусом (автор будто знал, что подходящее время для неё будет в будущем). На фоне событий, которые начались 24 февраля 2022-го, Алексей возобновляет работу над текстом и выпускает трек уже в новом альбоме.
Смысл песни «Марс наш» — Horus
По сюжету романов «Экспансии», человечество изобретает двигательную систему под названием «Эпштейн», которая даёт возможность человеку на большой скорости перемещаться в космосе. Затем люди начинают постепенную колонизацию Солнечной системы: Марс, Луна и другие объекты переходят во владение человечества.
Эти события отражаются в самом тексте. Так, Марс здесь является колонией Земли. Однако такое положение дел не устраивает население четвёртой планеты от солнца, и они желают вновь стать независимыми. Из-за того, что Марс испытывает кризис ресурсов, власть имущие, для руководства населением, выстроили тоталитарную вертикаль правления, тем самым прививая всем строгую дисциплину. Также государство смогло обеспечить себя сильной и боеспособной армией.
Несмотря на то, что в романах и экранизации речь идёт о периоде после процесса колонизации, в своём треке Хорус отображает некое военное столкновение между Марсом и Землёй, делая сильный акцент в сторону пропагандистской кампании государства.
Этим приёмом Хорус хотел сказать, что информационная риторика госмашин во время войны, мало чем отличается в разные времена существования цивилизованного общества.
Многими поклонниками предполагалось, что трек напрямую является заявлением Алексея по поводу войны в Украине против России, или же он посвящен событиям 1861-го года в США. Однако сам автор отчасти опроверг эти домысли на своём стриме, который был приурочен выходу нового альбома:
«…вселенная в глазах смотрящего и каждый видит в треке то, что он желает видеть.»
Интерпретация
В своём тексте Хорус стремился максимально «очеловечить» Марс, чтобы иметь возможность проводить явные параллели с Землёй. Например, чтобы усилить эффект реализма и показать аллюзии на мир людей, на Марсе, где разворачиваются события трека, некоторые места названы в честь выдающихся деятелей планеты Земля, которые так или иначе были связаны с космосом. Например:
«Бьёт ПВО куполов Илон-сити, в небе горит ненавистная Терра»
Здесь сай-фай город назван в честь Илона Маска – человека, который вкладывает огромные ресурсы для того, чтобы рано или поздно у человечества была возможность покорить космические просторы.
Или же:
«Выгоним нечисть, и ваши знамёна свалим все в кучу на площади Брэдбери»
Здесь городское пространство носит имя культового фантаста и автора книги «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери.
Хорус также не забыл и о своём фирменном литературном приёме в текстах – игре слов:
«Мы — марсиане, а значит тут с нами сам Бог, сам Бог войны»
Здесь, ставшая уже нарицательной, идиома «Мы Русские, с нами Бог!» хитро обыгрывается с именем божества Марс – персонажем из древней римской религии, который являлся Богом Италии и войны.
«Красную кровь за красный песок, к чёрту сомнения и чувство вины»
Здесь Хорус, вероятно, проводит аллюзию на тоталитаризм Советского союза, который называли «красным» режимом исходя из цвета официальной символики государства.
А само название трека и монотонный речитатив в припеве: «Марс чей? Марс наш» отсылает к политическому мему «Крым наш», который впервые прозвучал в 2014-м году после крымских событий.